Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие ценностных ориентаций у старшеклассников

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В современной зарубежной кросс-культурной психологии ключевой для многих теоретических и эмпирических исследований ценностей является теория Ф. Клакхон и Ф. Стродбека, разработанная с целью описания культурных паттернов в человеческих динамических системах. Согласно их определению, ценностные ориентации — это сложные, определенным образом сгруппированные принципы, согласовывают различные мотивы человеческой деятельности в процессе решения общечеловеческих проблем (в частности, в таких сферах, как отношения между человеком и природой, отношение к времени, отношений, действия и понимания человеческого естества) [16].
Ценностные ориентации личности является сложным образованием, которое должно многокомпонентную структуру. Исследователи выделяют различные компоненты в структуре ценностных ориентаций, в частности: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, интеллектуальный, поведенческий, мотивационный, оценочно-эмоциональный (А. Иващенко и Н. В. Фролова) [2, 7, с. 75].
Л. Н. Антилогова, вслед за Е. В. Соколовым, выделяет следующие функции ценностных ориентаций:
1) экспрессивная, которая способствует самоутверждению и самовыражению индивида через стремление достичь успеха и признания, а также передать собственные ценности другим;
2) адаптивная, которая заключается в способности индивида удовлетворять собственные потребности за те средства и с учетом тех ценностей, присущих определенному обществу;
3) функция защиты личности (ценностные ориентации является как бы фильтрами, пропускают только ту информацию, которая согласуется с усвоенными ценностями)
4) познавательная (направленная на поиск информации, необходимой для поддержания целостности личности);
5) координативного (состоит в гармонизации психических процессов) [2].
Исследователями делались различные попытки классифицировать ценностные ориентации. Ф. Клакхон и Ф. Стродбек анализируют культурные ценностные ориентации. Они выделяют такие кластеры культурных ценностных ориентаций:
1) ориентации, связанные с представлениями о человеческой природе (речь идет о представление о том, является ли человек по природе добрым или злым)
2) ориентации, связанные с представлениями о характере отношений между человеком и природой (кто занимает пренебрежительное позицию);
3) ориентации, связанные с отношениями между людьми (индивидуальные, групповые, родовые)
4) ориентации, связанные с представлениями о личность
5) временные ориентации (на прошлое, настоящее или будущее) [16].
Нельзя не отметить и проблему анализа смысложизненных ориентаций личности, которые представляют собой систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход (Д.А. Леонтьев).
Итак, совершенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований ценностных ориентаций показал, что в современной психологической и педагогической науке, несмотря на большой объем теоретических и практических исследований, все еще не выработано единого понимания понятия «ценностная ориентация».
Проблема ценностных ориентаций требует более детальной и тщательной методологической и практической разработки. Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития.
В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.