Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие артистических способностей у детей методами арт-педагогики

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Арт–педагогика имеет профилактическую, развивающую и социализирующую направленности, позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Это позволяет плодотворно применять ее в работе с различными категориями учащихся – от способно–одаренных до девиантных, что имеет большое значение в деятельности образовательных учреждений.
Рассмотрим возможности развития артистических способностей дошкольников с помощью театрализованной деятельности, как одного из методов арт–педагогики. Проблема эмоционального развития в отечественной педагогике XX века решалась в русле единства обучения и воспитания. Л. Макаренко вывел важный педагогический принцип эмоционального воспитания: «нельзя воспитывать какое–то одно чувство, не воспитывая всей личности в целом» [36, с. 39]. В.А. Сухомлинский требовал «гармонии разума и сердца» в воспитании. Огромную роль играет здесь воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что–либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя [63, с. 68].
Театрализованная деятельность включает в себя такое понятие, как театрализованная игра. Часто в группах есть и такие дети, которые застывают в напряженной позе, ничего не замечают вокруг. По ходу сказки или выступления на утреннике воспитателю необходимо особо следить за реакциями таких детей.
Процесс игры в театральной деятельности возможен, если ребенок:
– имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт и восприятия переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства). Включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок – «режиссер», ребенок–«актер», ребенок– «зритель», ребенок– «оформитель», «декоратор» спектакля) [27, с. 191].
Систему работы по развитию артистических способностей в процессе театрализованной деятельности, можно разделить на два этапа: первое–художественное восприятие литературных и фольклорных произведений и освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и второе дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя.
Центром театрализации является «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким–либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей [47, с. 18].
Нельзя забывать и о роли сказки в развитии артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Часто ребенка, дошкольного возраста преследует чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением – все это доставляет ему много неприятностей. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театральная деятельность. Детям предоставляются равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. Особенность организации театрализованной деятельности в том, что в этом виде деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших [5, с. 40].
Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого арт–педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Особенности организации работы по развитию артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в том, что в театральных играх ребенок–артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. Фактором развития артистических способностей у дошкольников является создание атмоcферы свободы, радости, полной успешности каждого участника, благодаря «заразительной силе» искусства.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.