Изначально стоит отметить, что расцвет академического стиля в России обусловлен множествами факторов – подверженность влиянию европейской культуры, технологическое развитие городов и культурным изменениями в социуме. Также, несомненно, ведущим фактором была религия, которая обусловила появление такого направления как иконопись, получившего в XVIII веке черты академизма
В истории русского искусства и живописи, в частности, особое внимание уделяется второй половине XVII века, когда в Европе уже активно происходило становление академизма как художественного стиля, а в России появлялись первые предпосылки к его освоению [7, с. 9].
Стоит отметить, что русская живопись первой половины XVII века характеризуется тем, что в работах художников не было сложной символики, которая была отличительной чертой работ прошлых столетий – композиции стали проще и более реалистичные (в них развивается повествовательный стиль). Фигуры на полотнах старались делать более объемными, а образ человека создавать более реалистичным и идеализированными [4 , с. 32].
Но, несмотря на эту тенденцию в иконописи все же сохраняются старые традиции, которые существуют отдельно от параллельно-развивающихся черт, схожих с академизмом.
Расцвет искусства, описываемого периода, был подготовлен художественной деятельностью мастеров – Прокопия Чирина, Назария Истомина, Ивана Паисеина, Любима Агеева, Василия Ильина, Севастьяна Дмитриева. Пользуясь опекой двора, работая по заказу меценатов нового типа из купеческого сословья и промышленников – Строгановых, Светешниковых, Никитниковых, Гуреевых – художники и иконописцы старшего поколения оставили немало памятников искусства по всей территории России (в Москве, Суздале, Владимире и так далее).
Истоки живописи XVII века в значительной степени уходят в художественную жизнь России предшествующего столетия. В эпоху царствования Ивана Грозного оказались нарушены некоторые из устоявшихся в русском искусстве связи, и созданы новые. Централизация художественных сил вокруг Москвы привела к ослаблению культурных очагов других регионов и появлению новых [7, с. 10].
Предпосылки к появлению академической живописи в русской художественной школе появились с момента актуализации такого стиля как «парсуна» – одного из разновидностей портретного жанра. Изображения Ивана IV из Копенгагенского национального музея, царя Федора Иоанновича, князя М.В. Скопина-Шуйского по способу претворения ещё близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство. Есть изменения и в языке изображения. При всей наивности формы, линеарности, статичности, локальности есть попытка светотеневого моделирования .
В середине XVII века некоторые парсуны были исполнены иностранными художниками. Предполагают, что кисти голландца Вухтерса принадлежит портрет патриарха Никона с клиром. Парсуны стольника В. Люткина, Л. Нарышкина конца XVII века уже можно назвать портретами [13, с. 43].
В древнерусской графике этой поры много бытовых сцен и портретов. Например, в знаменитом Евангелии царя Фёдора Алексеевича 1678 года содержится 1200 миниатюр. Это фигуры рыбаков, крестьян, сельские пейзажи. В рукописном «Титулярнике» мы находим изображения русских и иностранных властителей. Развитие книгопечатания способствует расцвету гравюры, сначала на дереве, затем на металле. Сам Симон Ушаков участвовал в гравировании «Повести о Варлааме и Иоасафе» вместе с гравёром Оружейной палаты А.Трухменским.
Также, несомненно, стоит уделить внимание работам русских художников – Иосифа Владимира и Симона Ушакова, которые стремились «реформировать» русское искусство с помощью изучения и применения общеевропейский тенденций. Например, Иосиф Владимирова в своем труде «Трактат об искусстве» поддерживать развитие академизма в живописи, обосновывает специфику светской живописи и законность ее существования в русском избирательном искусстве.
Симон Ушаков изучает особенности изображения человека, «каноны» идеализации его образа, что достаточно характерно уже для активно-развивающегося европейского академизма в XVII веке. Исходя из этих положений, отношение к иконописным произведениям значительно меняется – икона теперь является не только истинно религиозным изображением, а предметом любования [13, с. 44].
В этом контексте выделим, что также основной предпосылкой к академизму является появления светской живописи. Русские художники стремились изучать анатомию человека, что понять, как правильно его изображать на полотне с максимальной реалистичностью. Таким образом, уже со второй половины XVII века русские художники активно изображали бояр, полководцев, царей. Следовательно, постепенно происходил процесс «обмирщения», когда в жизни русского общества «проникали» светские мотивы.
Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера [13, с. 45].
Таким образом, можно сделать вывод, что в XVII веке, несмотря на активное развитие жанра иконописи, все же появляются первые предпосылки к формированию академического стиля в живописи. Особенно, это проявляется в портретных работах и произведениях, имеющих отношение к светскому стилю, где основной задачей художника было максимально реалистичного передать атмосферу эпохи и создать идеализируемый образ личности (царя, боярина и тому подобное).
«Развитие академической живописи в русской художественной школе 18 века»
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.