Матричный подход связан с сочетанием вертикального контроля функциональных отделов и прямого горизонтального координационного управления. Это делается в отношении тех направлений, в которых координируются различные виды деятельности. Как правило, это временная структура, которая создает проектные группы для решения конкретных задач. Персонал таких групп может состоять из промышленности, маркетинга, финансов, исследований и ряда других служб и отделов. После выполнения заданий такие группы исключаются.
1.3. Основные задачи службы маркетинга на предприятии
Задачи службы маркетинга вытекают из основных принципов маркетинга. В число обязательных задач входят:
подготовка данных, необходимых для принятия решений об эффективном использовании производственного, финансового, маркетингового и аналогичного потенциала в соответствии с требованиями рынка;
активное воздействие на формирование спроса и стимулирование сбыта;
сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на продукцию компании.
Маркетинговая служба должна обеспечить выполнение всех функций маркетинговой деятельности в компании:
Комплексное изучение рынка:
изучение и анализ ключевых рыночных показателей (емкость, экономика, конкурентная среда и т.д.);
прогнозы развития спроса (долгосрочные и краткосрочные);
потребительские исследования (отношение к продукту, компании, мотивация, предпочтения и т.д.);
изучение деятельности конкурентов (маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.п.);
исследование деятельности конкурентов (маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.д.);
сегментация рынка, анализ параметров сегментов, позиционирование и т.п.;
определение «ключевых факторов успеха» и разработка комплекса маркетинговых усилий (маркетинговый комплекс, маркетинг отношений);
разработка стратегических и оперативных планов, анализ и контроль на целевых рынках.
Формирование продуктовой политики предприятия:
разработка продуктовых линий и ассортимента товаров;
оценка состояния и повышение уровня конкурентоспособности товаров;
подготовка предложений по разработке новых товаров;
развитие марочной политики, упаковки, сервисного обслуживания и др.
Определение ценовой политики предприятия:
выбор ценовой ориентации на собственные расходы, состояние спроса, конкурентную среду;
разработка и обоснование окончательных (рыночных) цен на ассортименты и бренды;
разработка системы стимулирующих цен.
Создание каналов распределения и выбор средств продажи товаров:
анализ и прогноз объема и структуры продаж;
разработка форм и методов продажи товаров (прямые продажи, частная продажа, продажа с использованием новых информационных технологий и т.д.).
формирование каналов распределения;
выбор торговых посредников;
Развитие коммуникативных связей предприятия с рынком:
разработка программ продвижения продукции компании;
подготовка маркетинговых обоснований проведения рекламных кампаний, РR-кампаний;
участие в престижных некоммерческих мероприятиях (паблисити);
проведение выставок, презентаций, демонстраций;
поощрения покупателей;
стимулирование работников сбыта и продавцов;
формирование положительного имиджа предприятия.
Формирование партнерских отношений:
определение ключевых клиентов;
разработка программ лояльности;
создание цепочки партнерских отношений.
Маркетинговая служба разрабатывает и представляет на утверждение руководству предприятия:
маркетинговые планы (программы, проекты) на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные периоды;
предложения по взаимоотношениям и координации маркетинговых услуг с другими подразделениями компании;
предложения по продвижению персонала службы маркетинга и других функциональных и линейных служб за успехи в реализации маркетинговых усилий компании.
Также она разрабатывает и согласовывает:
финансовые документы и кадровые вопросы, связанные с деятельностью отделов службы маркетинга;
проекты отчетных и прогнозных документов, касающихся маркетинговой деятельности предприятия.