Ответственность и решение спорных вопросов Обе стороны несут ответственность согласно подписанному договору об оказании услуг. Спорные вопросы решаются переговорным путём на основе такого договора либо по действующему законодательству РФ. — Стороны несут скорее моральную, чем какую-либо другую ответственность друг перед другом, потому что все взаимные обязательства принимаются сторонами на уровне устного соглашения.
Данный сравнительный анализ показал, что между организацией самодеятельных и организованных водных туров существует принципиальная разница. Основополагающим критерием при этом является то, что при самодеятельном туризме участники должны иметь намного больше навыков и умений по сравнению с туристами, предпочитающими организованный тур.
Процесс планирования и организации любительского водного маршрута в целом состоит из трех этапов, среди которых:
Разработка маршрута. Прежде чем отправиться в путешествие даже по самому простому и короткому маршруту, туристская группа обязательно должна получить о нем хотя бы самое общее представление (название реки, условия прохождения, береговые ландшафты, населенность, интересные и достойные посещения места по маршруту и в стороне от него, трудности и препятствия на пути, километраж и прочее). Данные показатели позволят также определиться с перечнем необходимого оборудования, формой одежды, средствами защиты. Сбор и систематизация всех этих сведений носят название разработки маршрута. Конечный результат разработки будет выражен в следующих документах: списке участников со сведениями о возрасте, месте работы, совершенных путешествиях и с указанием домашнего адреса; общем описании маршрута с картой-схемой; календарном плане путешествия и графике движения; приходо-расходной смете; списках группового и личного снаряжения; расчетном рационе питания и списке продовольствия с указанием, что берется с места, что закупается в пути и где именно.
Определение особенностей режима, темпа, порядка движения. Режим походного дня, в водном путешествии зависит от конкретного маршрута, условий погоды и применяемых плавсредств. На режим походного дня влияют и световые условия: при плохой освещенности или низком положении солнца, светящего прямо в глаза, нельзя проходить пороги, шиверы и прочее. Преодоление этих препятствий надо переносить на более подходящее время суток. Порядок движения на лодках или байдарках путешествуют кильватерной колонной с дистанцией 30 – 50 м между судами. При движении по узким рекам или при высокой скорости попутного течения дистанция увеличивается до 100 – 150 м. Препятствия в водном путешествии проходятся, как правило, поочередно. При подходе к ним вперед выдвигается судно с наиболее опытным экипажем. За ним, не отдаляясь далеко от берега, чтобы всегда можно было пристать, идут другие суда. В случае опасности экипаж впереди идущей лодки высаживается и с берега делает разведку дальнейшего пути.
Организация привалов и ночлегов. Место для отдыха, выбирается на достаточно ровных и сухих площадках, на полянах, опушках или прямо на обочине дороги или тропы. Желательно, чтобы рядом находился источник питьевой воды. Место для ночлега подыскивается более тщательно. Обычно оно выбирается на берегу реки, озера и часто зависит от наличия ровной площадки для палаток и сухого топлива – хвороста, валежника, бурелома. Для ночлега удобнее места, рано освещаемые солнцем, – восточные склоны холма, восточная опушка леса, берег реки.
Итак, при подготовке к маршруту и выборе маршрута приходиться учитывать ряд особенностей водного туризма и решать, связанные с этим вопросы. Сравнительный анализ показал, что между организацией самодеятельных и организованных водных туров существует принципиальная разница. Основополагающим критерием при этом является то, что при самодеятельном туризме участники должны иметь намного больше навыков и умений по сравнению с туристами, предпочитающими организованный тур. Процесс планирования и организации любительского водного маршрута в целом состоит из трех этапов, среди которых: разработка маршрута, определение особенностей режима, темпа, порядка движения, организация привалов и ночлегов.