Обновление Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны Необходимость удовлетворения новых, постоянно изменяющихся потребностей; стремление к повышению конкурентоспособности; стремление продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки все новых товаров; изменение моды; развитие научно-технического прогресса
Совершенствование Количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности Учет научно обоснованных рациональных потребностей, а также требований общества
Гармонизация Количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или к лучшим аналогам, наиболее полно соответствующие целям фирмы На отечественном рынке это сравнительно новое направление, выражающееся в стремлении ряда элитных магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм
Указанные направления взаимосвязаны и в значительной мере дополняют друг друга. Для выбора того или иного направления необходимо знать факторы, которые влияют на формирование ассортимента.
Различают общие и специфические факторы формирования ассортимента. Общими факторами являются спрос и рентабельность. Спрос – определяющий фактор формирования ассортимента, в свою очередь, он зависит от сегмента потребителей. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг – соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.
На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают также факторы, определяющие спрос населения:
Социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
Экономические (развитие производства, уровень доходов и социальное обеспечение населения, уровень розничных цен на товары);
Демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);
Природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
Национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции нравы, обычаи).
Специфическими факторами формирования торгового ассортимента являются специализация торговой организации, каналы распределения, формирования спроса и методы стимулирования сбыта, материально-техническая база торговой организации.
Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом.
Таким образом, формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. Главная цель формирования ассортимента – наиболее полное удовлетворение покупательского спроса.