Хрестоматия – учебно-практическое издание, которое содержит специально подобранные официальные, научные, литературно-художественные, произведения или их фрагменты, являющиеся объектом изучения учебного предмета. Хрестоматии предназначены для усвоения, закрепления изученного материала, дополнения и расширения знаний учащихся.
Тесты – учебно-практическое издание, которое содержит вопросы, используемые при контроле уровня усвоения учащимися изученного материала.
1.3 Основные формы электронных учебных изданий
Аналогично созданию разнообразных сложных систем, при разработке электронного пособия определяющим фактором успеха служит талант и профессионализм авторов. Однако существуют стандартные формы электронных пособий, их структурных элементов, из которых составляется электронный учебник или пособие [14].
Тест является простейшей формой электронного учебника, в котором необходимо правильно подобрать и сформулировать вопросы, а также интерпретировать ответы на вопросы. Удачный тест дает возможность оценить знания, умения и навыки, которыми владеет учащийся по определенному предмету.
Энциклопедия является базовой формой электронного пособия. Информация, содержащаяся в электронном учебнике, должна иметьполноту и даже избыточность в сравнении со стандартами образования.
В задачнике, представленном в виде электронного учебника, наиболее полно осуществляется функция обучения. Учащиеся получают учебные сведения, которые необходимы для решения поставленной задачи. Основной проблемой является подбор задач, которые должны перекрывать весь теоретический материал.
Креативная среда. Структура современных электронных учебников должна раскрывать творческие способности учащихся при работе с изучаемыми объектами и их моделями. Творческая работа в рамках учебного проекта помогает формировать и закреплять комплекс умений и навыков у обучаемых. Креативная среда предоставляет возможность создать условия для коллективной работы учащихся над проблемой.
Авторская среда обеспечивает вхождение дополнительного материала в электронную энциклопедию, пополнение задачников, подготовку раздаточных материалов и методических пособий по предмету. Практически, это аналог инструмента, с помощью которого конструируется само электронное пособие.
Невербальная среда. Традиционно электронные пособия излагают информацию в виде текста или графических объектов, что является наследием печатных изданий. Однако электронные учебники предоставляют возможность применять метод «делай как я». Такая среда превращает работу с электронным учебником в интерактивное общение.
Рассмотренные формы электронных пособий могут быть выполнены в виде отдельных электронных пособий либо соединены в рамках единого комплекса. Все зависит от задуманного проекта. Создатели учебника должны применять знания об истории и разнообразных возможностях электронных пособий [18].