Высокие требования к тренеру побуждают практиков в области профессионального тренинга к поиску психодиагностических критериев отбора ведущих. Эти критерии могут быть отнесены к интеллектуальной, регулятивной и коммуникативной сфере, а также к морально-этическим особенностям претендента на подобный вид психологической практики, его профессионального и жизненного опыта.
В настоящее время находим в специальной литературе различные подходы к определению качеств ведущего, требующих дополнительной теоретической обработки и экспериментальной проверки.
В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева предлагают 14 характеристик, отобранных по критериям необходимости и достаточности, которым должен отвечать эффективный тренер. Предложенный перечень включает ряд личностных и профессиональных характеристик разной степени определенности. В частности, это порядочность, включающая нравственность, человечность, духовность и исключает манипулятивный подход, а также предусматривает ответственность и социальную зрелость как следствие полученного жизненного и профессионального опыта. Кроме того, эффективный тренер должен обладать развитым регулятивным потенциалом, определяет его активную позицию во время тренинга.
Значительная степень неопределенности и высокая эмоциональная насыщенность тренинга требуют большого самообладания, выдержки, навыков самоконтроля. Эти качества позволяют ведущему противостоять агрессии, направленной на него или других, невротическим и депрессивным реакциям участников группы. Желанными для ведущего есть такие качества, как терпение, стойкость к неопределенности, последовательность и настойчивость в достижении поставленных целей в сочетании с гибкостью и креативностью.
Ведущий должен быть готов к неопределенности, а также к временному отсутствию желаемых результатов тренинга, к необходимости неоднократного повторения попытки влияния, но уже другими средствами. Для этого он должен обладать широким спектром средств воздействия и быть готовым испытать все, пока не достигнет своей цели.
Стоит признать необходимыми для ведущего и выше популяционные стандарты показателя общего интеллекта, волевого и коммуникативного потенциала, что подтверждается полученными нами результатами психодиагностики наиболее успешных ведущих.
Перечень необходимых качеств тренера завершают сенситивность, гибкость поведения. Этот перечень может быть дополнен списком нежелательных качеств претендента на роль ведущего тренинга, предложенным Г. Миккиним [4]. это:
• аутичность, наличие психического перенасыщение общением и снижение мотивации к тренерской работе;
• неадекватная самооценка в сочетании с эмоциональной незрелостью, что может приводить к росту конфликтности, потребность в постоянном подтверждении собственной значимости;
• недостаток креативности, независимости, устойчивости к стрессорам, что приводит к значительным энергетическим затратам, утомляемости тренера.
Для ведущих профессионально ориентированных тренинговых программ мы считаем необходимым владение разнообразным жизненным опытом, специальной подготовкой в той области, которая касается труда специалистов, проходящих тренинг, устойчивость к конфронтации, развитое позитивное мышление.
Ряд свойств ведущего поддается коррекции и может достигать своего оптимума в результате направленного обучения и постоянной практики. К ним могут быть отнесены естественность поведения и умение гибко изменять план проведения тренинга с учетом индивидуально-психологических особенностей участников и групповой динамики, изобретательность при выборе приемов активизации внимания, творческого потенциала, умение распределять свои силы и сконцентрироваться в нужный момент и тому подобное.
Для ведущего тренинга характерно значительная интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка, связанная с интенсивным характером работы и усилиями, направленными на реализацию методологических принципов тренинга. В первую очередь это связано с необходимостью постоянного контроля процессов, происходящих в группе в целом и с отдельными участниками, в частности, с необходимостью безошибочного запоминания информации, касающейся ситуации тренинга, поведенческих проявлений и высказываний участников группы.
В связи с этим при организации собственной работы ведущий ориентируется на оптимальный для себя уровень нагрузки, обобщенной мерой которой может быть количество групп в конкретный промежуток времени, которые могут быть проведены ведущими без ущерба для собственного здоровья и эффективности деятельности [19, c. 43].
Различные подходы к определению качеств, необходимых тренеру для ведения группы.
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.