Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания. Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции — это переход от идеи к воплощению ее в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу — выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.
В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько. Саморегуляция — это:
· особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;
· управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;
· целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;
· целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;
· «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;
· взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.
С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие — поведением.
Согласно В.И. Моросановой, представляющей отечественное направление исследований осознанной саморегуляции произвольной активности человека, под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека» [15, c.519].
Люди способны влиять на свою судьбу. Они способны регулировать действия в соответствии со своими целями, таким образом как бы предвидя свое будущее.
Персональное влияние нельзя рассматривать как аксиому. Харре предлагает философское обоснование этого понятия. По его мнению, способность влиять на собственную судьбу проистекает из ощущения Я. «Представление о том, что я целостное существо… позволяет мне узнать, что я реципиент увещеваний… и побуждений, что я могу увещевать и побуждать других и, наконец, если все это сложить, что я могу также вести себя по отношении к себе самому». Таким образом, акты воли — это своего рода «самоинструкции», которые основаны на некой системе представлений о собственных возможностях и об ответственности за свои действия. «Понять, как я подчиняюсь себе, не сложнее, чем понять, как я подчиняюсь вам». Точно так же, как человек мотивирует других людей, выражая поддержку, внушая уверенность, напоминая им об их возможностях, так же он мотивирует и себя [7, c.100].
Джонсон-Лэрд дает объяснение понятию персонального влияния, используя принципы когнитивной науки. Он отмечает, что когнитивные процессы обычно зависят от психических моделей, то есть символических репрезентаций той или иной сущности и ее функционирования. Благодаря своей способности к саморефлексии, человек может создавать умозрительные модели не только внешнего мира, но и самого себя. Наши умозрительные модели Я включают представления о наших мыслительных процессах, или «метакогнитивных» представлений. Человек способен достичь контроля над событиями, используя эти метакогнитивные представления, чтобы решить, как ему сделать выбор. Он может обдумывать различные процедуры принятия решения и выбирать из них (например, подумать еще, немедленно действовать, попросить совета у других, бросить монетку). «Мы свободны… поскольку наши модели собственного Я позволяют выбирать то, как мы будем выбирать».
Раньше психологи ставили под сомнение способность человека вилять на собственную судьбу. Бихевиористы считали самоконтроль иллюзией. Люди думают, что они не контролируют себя, если не осознают внешние детерминанты своих действий. С точки зрения Скиннера, решение, например, остановиться перед светофором зависит от внешних условий. Нам кажется, что мы делаем самостоятельный выбор лишь потому, что мы не осознаем сложного, растянутого во времени набора внешних детерминант поведения.
Различия стилей саморегуляции студентов москвичей и приехавших учиться из других городов (по Моросановой)
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.