Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Разделение властей как принцип деятельности государственного аппарата

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В западных странах сложились две основные модели применения этого принципа: «гибкого» и «жесткого» разделения властей. Первая из них, в своем обосновании восходящая к идеям Дж.Локка о тесном сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве законодательной власти, характерна для стран с парламентской системой правления (например, Великобритания). Вторая модель опирается главным образом на концепцию Ш.Монтескье и его последователей о равновесии, независимости и взаимном контроле. Эта модель присуща, например, США и другим странам с президентской системой правления. Несмотря на существенные различия между данными моделями, для их современного развития характерны некоторые общие, хотя и противоречивые тенденции. Одна из них состоит в усилении роли правительственной власти, а другая проявляется в расширении арсенала и усложнении средств взаимного воздействия различных органов власти друг на друга.
Особый интерес представляет реализация принципа разделения властей в Великобритании.
Специфику Конституции Великобритании характеризуют особенности ее формы. Британская доктрина конституционализма включает в писаные лишь те акты, которые исходят от парламента, иными словами – статуты. Как и конституционные обычаи, судебные прецеденты, по мнению английских ученых, входят в неписаную часть права. Конституция Великобритании состоит из практически необозримого числа конкретных источников. Они могут быть классифицированы с разделением на 4 группы: статуты, конституционные обычаи, судебные прецеденты, а также Доктринальные источники.
Статутное право формируют акты парламентов, которые принимались с 1215 г. в рамках конституционного права. В их число принято включать статуты, осуществляющие регулирование:
структуры, полномочий и взаимоотношений палат парламента (законы о парламенте от 1911 года и 1949 года, акт о пэрах 1963 г., акт о Палате общин 1978 г.);
правового статуса личности (Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., а также Билль о правах 1689 г.);
избирательного права (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 годов и пр.);
статуса монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.);
организации территории и местного самоуправления (акты о местном правлении 1972 года и 1985 года и пр.; Акт о соединении с Шотландией 1706 г.).
Подобных актов сейчас насчитывается свыше 40. Также конституционные нормы содержат и статуты, осуществляющие регламентирование конституционных отношений наряду с иными, входящими в предмет регулирования других отраслей права. В общем же, статутное конституционное право является фрагментарным, хоть и число его источников непрерывно повышается.
Конституционные соглашения – очень своеобразный источник британской Конституции. С одной стороны, они действуют реально в качестве важного звена правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой стороны — судами не признают обычаи, иными словами – нарушение соглашений не ведет к юридической ответственности. Но их несоблюдение в государстве, имеющим высокий уровень правосознания, может повлечь серьезные политические последствия.
По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Главой государства является монарх, который признается источником суверенной власти. Полномочия монарха существуют в виде королевских прерогатив, иными словами – исключительных прав, которые не исходят от парламента. Прерогативы британского монарха могут быть поделены на политические и личные. В число личных входят: право на атрибуты власти монарха, право на содержание, право иметь королевский двор.
Его политические прерогативы формально очень обширны, но на практике сейчас самостоятельно им не применяются.
Парламент Великобритании включает Палату общин (651), избираемую всенародным голосованием на пять лет и Палату лордов, которая состоит из назначаемых или наследственных пэров. Ключевая сфера деятельности парламента – это законодательство. Законодательную инициативу могут осуществлять в любой палате. В практике же рассмотрением законопроектов занимается нижняя палата, после чего они передаются в верхнюю. Законодательную инициативу формально имеет монарх (в лице министров). Согласно правилам процедуры, рассмотрение неправительственных законопроектов осуществляется только раз в неделю. В результате 95% всех законов принимают по инициативе правительства.
Правительство формирует премьер-министр, как правило, из депутатов правящей партии (предельная численность по закону — 95 человек), но имеет весьма своеобразную структуру. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (около 20 человек), но он заседает и принимает решения весьма редко. Чаще всего собирается так называемый «внутренний кабинет», куда входят наиболее близкие и пользующиеся доверием премьер-министра члены кабинета (3-5 человек). Принятое ими решение оформляется затем как решение кабинета.
Одним из основных направлений деятельности правительства выступает управление разветвленным госаппаратом. Оно не только играет решающую роль в назначении, перемещении и увольнении чиновников, но и руководит его работой. Через министерства, департаменты, штабы и другие органы правительство осуществляет волю государства.
Выступая как орган исполнительной власти, правительство должно исполнять законы, которые принял парламент. Исполнение влечет установление собственного нормотворчества правительства. Акты, которое оно принимает, могут быть поделены на 2 группы: подзаконные акты, а также акты делегированного законодательства: последних в год в среднем принимают в восемнадцать раз больше, нежели законов. Широко распространилась и субделегация, при которой министры делегируют (поручают) издание актов руководителям нижестоящих ведомств.
Фактически контроль над законодательной деятельностью парламента выступил также как одно из наиболее важных направлений деятельности правительства. Его осуществляют за счет того, что правительство осуществляет составление повестки дня, устанавливает процедуру заседаний, осуществляет регулирование времени дебатов и пр. Правительство имеет важную роль в реализации внешней политики, установлении чрезвычайного положения, а также в иных важных сферах государственной деятельности.
Таким образом, в Великобритании реализация принципа разделения властей строится на весьма тесном взаимодействии законодательной и исполнительной ветвей власти, при доминирующей роли премьер-министра, который, опираясь на парламентское большинство не только, руководит правительством, но и является фактически руководителем государства.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.