Текущие расходы бюджетов – расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти в целом, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы [8,113].
Рис.1. Текущие и капитальные расходы
На рис. 1 представлено, что включают в себя текущие и капитальные расходы.
Исходя из рис. 1 следует, что капитальные расходы содержат расходы на инновационную и инвестиционную деятельности. Именно капитальные расходы образуют так называемый бюджет развития.
Текущие расходы, в свою очередь, охватывают расходы на содержание бюджетных учреждений, расходы на поддержание отраслей экономики и страхования, расходы на развитие социально-культурной сферы общества, ну и прочие расходы.
Также существует и ведомственная классификация расходов, показывающая конкретных получателей бюджетных расходов. Иными словами, ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов определенное министерство, государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.
В соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» года существует более 160 получателей средств из Федерального бюджета, такие как Правительство РФ, Счетная палата РФ, Министерство внутренних дел и другие [2].
В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные [8,121].
Говоря о видах расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, прежде всего отметим, что Бюджетный кодекс Российской Федерации все виды бюджетных расходов делит на 4 группы:
1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
2) расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;
3) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации;
4) расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов [1].
Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.
Теперь стоит выделить основные направления расходов бюджета. Ст. 14 БК РФ дает нам описание14 разделов, которые и отражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных государственных функций.
Разделы классификации расходов бюджетов представлены следующими позициями:
Содержание органов власти;
Национальная оборона;
Правоохранительная деятельность и национальная безопасность
Национальная экономика;
ЖКХ;
Охрана окружающей среды;
Образование;
Здравоохранение;
Культура, кинематография;
Социальная политика;
Спорт и физическая культура;
СМИ;
Обслуживание государственного и муниципального долга;
Межбюджетные трансферты [1].
В заключении отметим, что расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых только федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов государственной власти. Что составляет нормативно-правовую базу осуществления расходов поговорим в следующем разделе.