Таким образом, интервью направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию. В портретном интервью для журналиста личность собеседника выходит на первое место. Его могут не интересовать актуальные темы и проблемы, которые присущи целевым задачам других видов интервью. Некоторые ученые сравнивают портретное интервью с очерком о герое, рассказывающем о самом себе. В таком сходстве прослеживается связь интервью с художественно-публицистическим жанром.
Рассмотрим следующую классификацию. По признаку и предмету разговора Г.С. Мельник, К.Е. Виноградова и Р.П. Лисеев выделяют четыре вида интервью: информативное, где главный предмет беседы — факт; экспертное, где важную роль играет мнение авторитетного человека; проблемное, где предметом обсуждения являются мнения; интервью-знакомство, где в центре разговора — личность собеседника [30: 97].
Ученые классифицируют интервью и по форме. Так, Е.И. Лелис и В.Ю. Прокофьева отмечают следующие виды: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета [26: 41].
Самый распространенный вид — интервью-диалог, представляет собой цепочку чередующихся между собой вопросов и ответов. Следующий вид — интервью-монолог отличается тем, что текст формально не расчленен на части, а в начале беседы задается тема, которую интервьюируемый развивает. Коллективное интервью — это работа сразу с несколькими персоналиями одновременно. Как правило, все ответы респондентов публикуются, как отдельные части. Интервью-зарисовка граничит с художественно-публицистическими жанрами, так как ее обязательным условием является присутствие авторского мнения, комментария, отступления. Данный вид интервью требует от автора деталей, описаний и характеристик своего гостя. Отличительной особенностью последнего вида интервью — анкеты — считается выражение массового общественного мнения [24: 202].
Отметим еще одну важную классификацию интервью — по типу организации. Теоретики выделяют следующие формы организации интервью: пресс-конференция, пресс-подход, брифинг, «круглый стол», интервью по телефону, интервью с помощью Интернета [20: 101]. Рассмотрим каждую из них.
Самой популярной формой организации интервью считается пресс-конференция. Она всегда проходит по строму порядку — сначала высказывается интервьюируемый, затем у журналистов есть возможность задать интересующие их вопросы, уточнить данные. Такой вид интервью проходит в формате встречи человека, который является источник информации, и журналистов. Основание для пресс-конференции всегда становится актуальный информационный повод, нуждающийся в дополнительных сведениях, разъяснениях и комментариях.
Существует также малая форма пресс-конференции — пресс-подход. Данный вид интервью отличается тем, что не планируется заранее, а обычно проводится непосредственно после мероприятия и сообщает уже об итогах события, встречи, заседания. Также отличительной чертой является небольшое количество предоставляемой журналистом информации [18: 121].
Следующая форма интервью, похожая на пресс-конференцию, — брифинг. Его характерными чертами считаются планирование и регулярная периодичность. Данное мероприятие нацелено на распространение сведений о деятельности организации или компании. Здесь от журналистов не ждут вопросов, а просто оповещают о текущих событиях и трактуют актуальные действия группы [20: 122].
Самым сложным, по мнению теоретиков, форматом считается «круглый стол» — это общение журналистов сразу с несколькими участниками мероприятия. При таком формате интервьюеру необходимо уделить внимание каждому эксперту, выполняя еще и роль модератора.
Интервью по телефону относится к самому удобному и оперативному формату, который чаще всего используется журналистами на радио. К нему обращаются, когда необходимо срочно получить ясный комментарий, касательно определенной ситуации.
Самым молодым и активно развивающимся форматом интервью на сегодняшний день считается интервью с помощью возможностей Интернета — социальных сетей, электронной почты, форумов чатов, видеозвонков. Такое количество форматов интервью показывает востребованность и актуальность заявленного жанра [20: 124].
Важно отметить, что радио, как подчеркивает Т.В. Лебедева, всегда обращено к аудитории, к слушателям и по свое природе является диалогичным. Интервью на радио представляет собой коммуникативный акт между журналистом (интервьюером), интервьюируемым и слушателями. Отличием радиоинтервью от, например, интервью в печатных СМИ является то, что радиожурналист записывает интервью на диктофон или же сразу передает его в эфир, то есть радиоинтервью является живым разговором. Журналист печатных СМИ имеет возможность литературно обработать текст интервью, уплотнять фразы своего собеседника, более четко выразить его мысли на бумаге, переписать собственные вопросы. У радиожурналиста таких возможностей нет. В случае если интервью передается в эфире в записи, журналист может определенным образом его смонтировать, удалить неважные, второстепенные, слишком затянутые фразы, однако сам процесс разговора он изменить не может.
Таким образом, несмотря на то, что интервью как форма общения ведет свою историю с незапамятных времен, на сегодняшний день изучение, теоретизация и практическое применение данного метода и жанра не стали менее актуальными. Умение грамотно общаться с людьми, представлять мнения собеседника без искажения, передавать колорит своего героя — это одни из ключевых вопросов современной журналистики.
Радиоинтервью — ведущий жанр современной журналистики
- Арина Потапова
- Журналистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.