Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Работа с источниками информации: методы и средства сбора информации

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Развитие науки и техники, распространение интернета сделало возможным приход в глобальную сеть информационных агентств – изначально «оффлайновых» организаций. Одно из самых известных в России информагентств «ТАСС» на своем интернет-ресурсе постоянно публикует новые данные, которыми может пользоваться любой журналист при опубликовании ссылки на источник.
По мнению А.Д. Ивановой, список действий, направленных на поиск информации журналистом, весьма обширен. Часто большое значение для создания материала имеют социологические методы сбора информации, в особенности опросы людей на тему, так или иначе затрагивающую их. К примеру, журналистами часто используется метод опроса на улице. В зимнее время года одним из вопросов, интересующих СМИ, может быть вопрос о том, как жители города оценивают работы по уборке снега.
Журналист может исследовать информацию других СМИ. Сотрудник средства массовой информации имеет право заимствовать оттуда информационный повод, но журналисту следует выяснить и добавить к готовящему материалу какие-либо подробности: информацию о том, что привело к описываемому событию и прочее. Очевидно: использование этого метода означает, что созданный материал не будет эксклюзивным, поскольку суть новости была обнародована ранее.
Выезд на место события (различные общественные мероприятия, суды, чрезвычайные происшествия и так далее) также относится к приемам, которые могут привести к получению информации. Важно отметить, что на месте события сотрудник СМИ, при попытке выяснить суть и подробности происходящего, часто действует по ситуации. Значит, журналист должен уметь ориентироваться в ней, в кратчайшие сроки находить выход из трудного положения, к примеру, такого, при котором необходимые данные для создания материала недоступны.
Журналист имеет возможность в полной мере использовать телефонные звонки. Особенно часто он вынужден звонить героям своих материалов, очевидцам происшествий, а также информаторам («инсайдерам») – своим постоянным поставщикам информации.
Работа с документами (к примеру, социологическими) в некоторых случаях приводит к получению необходимой для создания материала информации. А.В. Колесниченко пишет, при сравнении статистических отчетов разных временных периодов журналист может выявить значительные изменения показателей, что станет поводом к организации расследования.
Частыми приемами получения информации сотрудниками СМИ является исследование писем, поступающих на редакционный адрес, а также общение с посещающими редакцию людьми. Важно учесть тонкий психологический момент: при прямом общении с человеком журналист может стать жертвой манипуляции со стороны собеседника в случае, если последний преследует свои корыстные цели, к примеру, желает очернить конкурентов.
Журналист может применять в своей работе метод наблюдения за объектом. Наблюдение подразделяется на открытое и скрытое, внешнее и включенное. Особенно часто подобный прием используется в расследовательской журналистике – сфере деятельности, в которой сотрудники СМИ раскрывают важные и скрытые от общества проблемы.
Журналист имеет возможность прибегать к эксперименту – проверке на практике появившегося у него предположения. К примеру, сотрудник СМИ, зная о высоком урожае яблок в стране, может предположить, что цены на эти фрукты в данный момент ниже, чем в год неурожая. Для проверки этого предположения ему необходимо не только выяснить уровень цен на яблоки в прошлом году, но и посетить несколько торговых точек.
Сотрудник СМИ может договариваться о проведении интервью – вопросно-ответной формы взаимодействия с собеседником. Собеседники делятся на первичных, вторичных и третичных – так они подразделяются по степени близости к определенному событию. Также выделяются ситуативные (очевидцы происшествий), медийные (регулярно появляющиеся в масс-медиа) и «инсайдерские» (сотрудники ведомств и компаний) собеседники. Все они могут быть важны для создания материала.
По мнению Б.Н. Лозовского, наблюдение, эксперимент и интервью относят к традиционным журналистским методам. Предположим, что в СМИ они используются наиболее часто.
А.Д. Иванова отмечает, что в материалах желательно обнародовать имена людей или названия организаций, которые предоставили информацию. Также она пишет, что любую поступающую к журналисту информацию, которую он собирается использовать для создания материала, необходимо подтвердить хотя бы двумя взаимно независимыми источниками. Судя по всему, это одна из важнейших правовых основ работы журналиста.
Другая основа – гарантированное законом беспрепятственное предоставление сотруднику СМИ необходимой общественно-значимой информации.
В последнее время заметно, что высокопоставленные лица создают видимость информационной открытости деятельности различных учреждений. Несовершенства законодательства страны дают им возможность манипулировать обществом и журналистами в частности: эти лица могут отказываться от предоставления информации без объяснения причин, предоставлять ее не в установленные законом сроки и даже допускать дезинформацию. По этой причине важно обращать особое внимание на проблему доступа к информации. Отечественные журналисты должны постоянно пытаться преодолевать правовую неосведомленность в сфере доступа к информации, преодолевать нежелание высокопоставленных лиц сотрудничать со СМИ.
Стоит рассмотреть и некоторые этические нормы в работе с источниками информации. Журналисту не следует:
– представляться не тем, кем он является (за исключением использования приема включенного наблюдения);
– каким-либо образом давить на собеседника, запугивать его;
– советовать собеседнику что-либо, рекомендовать;
– обещать ему «разобраться» и принять меры;
– делать то, что может вызвать моральное осуждение окружающих;
– сближаться с «положительными» или с «отрицательными» героями одного материала;
– принимать подарки и услуги от героев материалов;
– фиксировать содержание общения при помощи диктофона без ведома собеседника.
Особенно важно отнестись к словам собеседника «не для печати».
Таким образом, специфика работы журналиста с источниками информации при подготовке материалов включает в себя не только выбор наилучшего метода или приема (методов или приемов) для получения нужной информации. Она включает в себя правовой и этический аспекты деятельности журналиста, которые, ради успешности деятельности, ему необходимо соблюдать.

Picture of Арина Потапова
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.