Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж. Если себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
1.3. Нормативное регулирование формирования затрат на производство
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ [1].
Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Налоговом Кодексе РФ и конкретизированы отраслевыми Положениями о составе затрат.
Министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Нормативное регулирование учета затрат играет важную роль в вопросе регламентации учетного процесса в любой компании. Ведь необходимость корректного осуществления учета затрат стоит перед любой развивающейся фирмой.
По состоянию на текущий момент отдельные требования к учету затрат содержатся в разных нормативных документах. В частности, к ним относятся:
Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В данном нормативном акте законодатель установил базовые принципы и правила, которыми фирмам следует руководствоваться при ведении учета затрат.
Положение по ведению бухучета в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, где регламентированы базовые аспекты учета непосредственно затрат. А именно говорится, что следует причислять к затратам, а также на какие группы классифицируются затраты в фирме. Кроме того, приводятся правила расчета затрат.
ПБУ 9/99 «Доходы компании» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказами Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н и № 33н соответственно.
Методические указания по учету затрат.
Поскольку бухучет затрат в разных отраслях производства характеризуется своими особенностями из-за условий и специфики той или иной отрасли, отраслевыми министерствами разработаны отраслевые методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат. Эти рекомендации детализируют и уточняют положения федеральных и отраслевых нормативных актов по бухучету применительно к производству продукции той или иной отрасли.
В рекомендациях по учету затрат в определенной производственной отрасли хозяйствующий субъект найдет классификацию способов и приемов учета затрат, формы первичных документов по их учету, схемы распределения затрат, номенклатуру статей затрат и принципы калькулирования себестоимости различных видов продукции.
Методические рекомендации по учету затрат разработаны, например, для сельскохозяйственных организаций, организаций растениеводства, предприятий, занимающихся разведением и выращиванием рыбы, молочным и мясным скотоводством.
План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Указанным документом компаниям необходимо руководствоваться для того, чтобы корректно отражать операции, связанные с движением затрат в фирме на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Первичные документы бухгалтерского учета очень важны, ведь от их правильного оформления зависит многое, в том числе достоверность отчетности и налоговых платежей.
Несмотря на обширную базу нормативного регулирования затрат в РФ, в настоящее время присутствуют и некоторые неопределенности. Положения из приведенных выше документов подвергаются постоянным изменениям. Главным образом потому, что в настоящее время прослеживается тренд на приведение стандартов учета в РФ в соответствие с МСФО.
Пробелы в нормативном регулировании учета затрат на предприятии обуславливают актуальные направления совершенствования документарной базы учета в РФ [16, с.68].
Таким образом, в текущих условиях в РФ сформирована обширная нормативная база по учету затрат на предприятии, которую составляют как федеральные законы и ПБУ, так и методические рекомендации, разъясняющие правила и положения документов императивного характера. Вместе с тем некоторые вопросы в указанных документах урегулированы недостаточно. Устранить недостатки нормативной базы, а также максимально приблизить ее к нормам МСФО — первостепенная задача в текущих условиях в РФ.
Таким образом, под себестоимостью в экономической науке принято понимать совокупность затрат компании на выпуск товаров, предоставление услуг или же выполнение работ.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости): Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н, План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105, Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.