Кризис трех лет — один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человека. И это хорошо: вы можете найти много информаций, узнать разные точки зрения, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни вашего малыша. Но есть и другая сторона вопроса: трехлетний кризис отличается от того, что произошло в возрасте одного месяца (так называемый кризисноворожденного) или одного года (кризис одного года). Если предыдущие два « поворотных момента» могли пройти относительно гладко, первые акции протеста были еще не такими активными, и были очевидны только новые навыки, то с кризисом в три года ситуация стала более сложной. Это почти невозможно пропустить. Послушный трехлетний ребенок почти так же редок, как послушный и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как сложность обучения, конфликты с другими и т. д., в этот период впервые проявляются реально и в полном объеме. Неудивительно, что трехлетний кризис иногда называют возрастом упрямства.
Общим для всех кризисов развития являются несколько главных критериев:
1. «Острый» период.
Границы между началом и концом кризиса и прилегающими к нему возрастами весьма нечетки. Но хотя периоды кризиса возникают незаметно, и весьма трудно установить момент его начала и конца, для любой такой стадии характерно то, что она имеет своего рода пик в середине, резкое обострение.
2. Трудновоспитуемость.
Значительную часть детей в периоды кризиса сложно воспитать. Ребенок часто снижает успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к прежним любимым занятиям. Характеризуется конфликтами с другими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Но специфика критических периодов во многом устанавливается внешними условиями. Так, во время кризисов человеческих проявлений гораздо больше, чем в периоды стабильности.
3. Впечатление регресса.
Отрицательные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатления, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько проигрывает приобретенному ранее [10, с. 196].
Трехлетний кризис характеризуется следующими особенностями:
— Упрямство. Эта особенность пронизывает почти все поведение ребенка. Он не принимает мнение иных людей и непрерывно настаивает на своем. К примеру, ребенок просит купить апельсиновый сок во время прогулки. Мама идет в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Может быть, он очень хочет пить, но все же, он требуетапельсиновый. Ребенок устраивает истерики (в основном в людных местах): Ваня хотел снять шапку в автобусе, а мама сказала «нет», и теперь все пассажиры слушают негодующие крики ребенка.
— Строптивость. Ребенок отказывается подчиняться взрослым, как будто не слышит их (это особенно очевидно в семьях, где существует противоречие в воспитании детей: мама требует одно, папа — другое, бабушка все разрешает).
— Своеволие. Ребенок ставит цели и идет к их достижению через все препятствия. Например, малыш хочет гулять, а взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, прихоти и т. д.).
— Симптом обесценивания. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей? Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать плохие слова а вдрес родителей. Если это поведение остается незамеченным или вызывает насмешки, смех, удивление, то для ребенка это может стать подкреплением его действий. Когда позже (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить , но тогда будет уже поздно что-либо делать. Синдром обесценивания станет привычной чертой поведения ребенка.
— Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может брать игрушки, одежду, толкаться, замахиваться.
— Негативизм. В общем смысле негативизм означает желание противоречить, делать противоположное тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден или очень хочет слушать сказку, но он откажется только потому, что вы или какой-то другой взрослыйпредлагает ему это. Негатив следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушает тебя не потому, что хочет, а потому, что на данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от предложения или просьбы от взрослого, ребенок тем самым защищает свое «я» [7, с. 278].
В первые три года своей жизни маленький человек привыкает к окружающему его миру, привыкает к нему обнаруживает себя независимым психическим существом. В этом возрасте наступает момент, когда у ребенка как бы обобщается весь опыт его раннего детства, и на основе своих реальных достижений он развивает отношение к себе, появляются новые черты личности. В этом возрасте все чаще и чаще мы слышим, как ребенок произносит «я» вместо своего имени, когда говорит о себе. Ребенок начинает осознавать себя как личность, с его желаниями и особенностями появляется новая форма самосознания. Однако понимание «я» трехлетнего ребенка все еще отличается от взрослого. Это еще не сделано во внутреннем, идеальном плане, но имеет характер, развернутый снаружи: оценка их достижений и сравнение с оценкой других.
Малыш начинает осознавать свое «я» под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Вот почему «я» ребенка так тесно связано с понятием «я сам». Меняется отношение ребенка к миру: теперь малыш руководствуется не только желанием учиться новому, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая реальность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он заявляет о себе, и это способствует появлению у детей чувства собственного достоинства — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Это возраст, когда, по словам известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, а связанные с ней качества — независимость, самостоятельность [15].
Пути преодоления острых проявлений кризиса трех лет
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.