Увлечение театром у Пушкина было непосредственно связано с интересом к историческому прошлому страны. Именно размышления об исторических и современных событиях часто приводили его к решению о создании пьесы. Так, во время южной ссылки он планировал написать политическую трагедию о Вадиме Новгородском, но этот замысел не был осуществлен. Судя по сохранившимся фрагментам, Пушкин начинал писать трагедию в стилистике классицизма. Тем не менее, он быстро пришел к пониманию того, что классицизм – это устаревшая, отжившая свой век система.
Свою эстетическую программу Пушкин наиболее полно изложил в начале 1830-х годов в статье «О народной драме и драме Погодина «Марфа Посадница»», в набросках предисловия к «Борису Годунову» и в целом ряде писем.
Прежде всего, Александр Сергеевич утверждал принципы народного театра, вспоминая о том, что «драма родилась на площади». Он хотел вернуть театр к его народным корням, во многом ориентируясь на творчество Шекспира. Разумеется, Пушкин признавал величие Корнеля и Расина, но при этом отвергал классицистский театр, поскольку он был придворным по своей сути и предназначался лишь для избранных. Тем более, он не признавал представителей классицизма в русском театре, поскольку они были лишь бледными копиями иностранных авторов. Как указывает В.Ф. Федорова, «русских классицистов не признавал он за подражательность, за отсутствие национальной самобытности. Невысоко ценил Сумарокова, называя его «несчастнейшим из подражателей» и усматривая в его трагедиях пороки того же придворного театра, не находил подлинной народности и у Озерова». Подражательным, далеким от национальной проблематики трагедиям поэт противопоставлял комедии – «Недоросль» Д.И. Фонвизина и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
Целью трагедии для Пушкина было отражение «судьбы человеческой» и «судьбы народной», основными качествами драматурга он считал «философию, беспристрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка любимой мысли. Свободу». Особенно активно он настаивал на объективности, говоря о том, что драматург должен быть «беспристрастным, как судьба».
Схематичному герою классицистского театра Пушкин противопоставлял живого, полного страстей человека. Поэт не принимал провозглашенного эстетикой классицизма разделения жанров на «высокие» и «низкие». В своем юношеском докладе «Мои замечания об русском театре» он заложил основы теории актерского мастерства.
По словам В.Ф. Федоровой, «гений Пушкина далеко опередил современную ему эстетическую мысль и практику и не мог быть сразу и единодушно понят всеми, поэтому его влияние на театр не было непосредственным и скорым, как влияние Гоголя или Островского, но оно крепло из поколения в поколение, по мере того как становилась все более очевидной сила пушкинского предвидения и его роль в истории русского искусства — он наметил пути, подступы к новому театру, теоретически и практически обосновал принципы реализма, главного направления театра XIX века».
Пушкин и театр. Борис Годунов.
- Diplom777
- #Н/Д
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777