Наиболее часто можно встретить работы Е.А. Климова. Он рассматривает профессиональное самоопределение как деятельность, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа развития человека как субъекта труда. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический – перестройка сознания и самосознания; практический – реальные изменения социального статуса человека. Помимо этого Е.А. Климов указывает 6 основных факторов, определяющих профессиональный выбор [7]:
1) позиция старших, семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного педагогического коллектива;
4) личные профессиональные и жизненные планы. Общая структура личного профессионального плана может быть представлена так:
— главная цель
— представления о цепочке ближайших и более отдаленных целей
— представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей
— представления о внешних условиях достижения намеченных целей
— представления о внутренних условиях достижения намеченных целей
— запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.
5) способности, умения. Способности определяют качество выполнения деятельности, ее успешность. Способности – индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения и успешность деятельности личности.
6) уровень притязаний на общественное признание.
Последователем Е.А. Климова является Н.С. Пряжников. Он говорил, что «профессиональное самоопределение заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Главным аспектом профессионального самоопределения является формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития – профессионального, жизненного и личностного» [10, c. 26].
Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:
1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения) .
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели — мечты.
4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [9].
В работах Э.Ф. Зеера дается понимание профессионального самоопределения как процесса самостоятельного осознания своих профессионально-психологических возможностей в соответствии с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [6].
Рассматривая личностный аспект профессионального самоопределения Е.М. Борисова выделяет следующие главные структурные составляющие профессионального самоопределения: профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свойства темперамента, межличностные отношения. По мнению Е.М. Борисовой, данные структурные составляйщие профессионалиного самоопределения, на разных этапах овладения профессией, взаимодействуют между собой, образуя «качественно своеобразные иерархические структуры» [3].
Итак, профессиональное самоопределение личности сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Но старший школьный возраст это момент, когда перед человеком стоит задача конкретного выбора профессии, которой он будет заниматься в дальнейшем. Именно поэтому данный этап является наиболее интересным для исследования.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКА КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.