Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Психолого-педагогические условия формирования рефлексивных умений у школьников с проблемами в развитии

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Кооперативная рефлексия напрямую относится к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания представленного типа рефлексии обеспечивают планирование коллективной деятельности и кооперацию общих действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности людей, его «выход» во внешнюю, новую ещё позицию как в отношении к прежним, уже выполненным деятельностям, так и в отношении к проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимания и согласованности действий в условиях совместной деятельности.
При таком подходе акцент делается на итоги рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма. Коммуникативная рефлексия представлена в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с трудностями общественной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейший элемент развитого общения и межличностного восприятия, как специфичное свойство познания человека человеком.
Коммуникативная сторона рефлексии несет ряд определенных функций: познавательная; регулятивная; функцию развития. Н. И. Гуткина на основе данных, полученных в ходе проведенного эксперимента, выделяет следующие виды рефлексии (Н. И. Гуткина, 2009, [5]):
– логическая (рефлексия рассматривается в области мышления, предметом является содержание деятельности индивида);
– личностная (рефлексия рассматривается в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания);
– межличностная (рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностных коммуникаций).
В этом перечне особое место занимает личностная рефлексия, позволяющая субъекту исследовать собственные поступки, образы собственного «Я» как индивидуальности.
Выделяются несколько этапов осуществления личностной рефлексии:
– переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как не решаемых;
– апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
– переосмысление личностных стереотипов, конфликта или проблемы и самого себя в ней заново.
Личностный тип рефлексии, с точки зрения Ю. М. Орлова, несет функцию самоопределения личности. Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется на конкретном отрезке жизненного процесса.
Процесс самопознания в виде постижения своей Я концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что делает человек, зачем делает, как делает и как относится к другим, посредством рефлексии ведет к объяснению личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации (Ю. М. Орлов, 2003, [11]).
А. В. Карпов выделил взаимосвязанные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания (А. В. Карпов, 2004, [6]).
Первый уровень включает в себя рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку собственных мыслей и чувств, в конкретной ситуации, а также оценку непосредственно поведения в ситуации другого человека.
Второй уровень предполагает построение субъектом мнения о том, что испытывал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте.
Третий уровень представляет собой мысли другого человека о том, как к нему относится субъект, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе.
Четвертый уровень заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.
Согласно исследованиям Б. А. Зейгарник, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова и др. рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах, находясь в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная или перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственное участие субъекта в ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и сейчас». Рассматривается способность субъекта соотносить свои действия с предметной ситуацией, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия является основой для анализа и оценки уже осуществленной деятельности, событий, произошедших в прошлом. Рефлексивная работа нацелена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного ранее опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для определения возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя рассуждение о предстоящей деятельности, представление о порядке деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.