Внушение — представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящие либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка, непосредственно не следующих из принятых норм и принципов деятельности. Различают прямое и косвенное внушение.
Убеждение — процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.
Заражение — представляет собой способ воздействия, определенным образом интегрирующие массы людей. Оно связано с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы [12].
Недостаточная изученность социально-культурной деятельности, становиться проблемой при исследовании особенностей данной дисциплины. Нет, конкретно установленных методов социально культурной деятельности. В социокультурной сфере используются педагогические методы или методы формирования сознания, жизненных установок и ценностных ориентаций:
Убеждение;
Пример;
Поощрение;
Побуждение;
Осуждение и др.
Другую группу составляют методы организации творческой деятельности:
Выдвижение творческой задачи;
Распределение творческих обязанностей;
Организация творческого соревнования [39].
Методы вовлечения в социально-культурную деятельность:
Включение в различные формы непрерывного просвещения;
Привлечение к разным видам любительского творчества;
Упражнение;
Приучение к выполнению общественно культурных функций;
Самоорганизация и т.д. [65, 375-376 ].
Специфические методы (по А. Д. Жаркову):
Метод театрализации;
Метод иллюстрации;
Игровой метод [39].
Метод в социально-культурной деятельности характеризуется тремя признаками: применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта или акции; метод требует определения способов деятельности субъекта и объекта; он определяет влияние и характер взаимодействия субъекта и объекта [41, с. 44].
Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна для социально-культурной деятельности. В социально-культурной сфере широкий диапазон направлений работы, поэтому необходима вариативность методов, форм и технологий работы. Социально-культурная деятельность заимствует методы из психологии и педагогики не только для работы в конкретном учреждении и для конкретного мероприятия, а так же для исследования и мониторинга своей работы.
Социально-культурная деятельность сегодня — это направление, ориентированное не только на обслуживание ведомственных интересов. Ее институциональная природа связана с деятельностью социальных институтов в широком смысле этого слова [66, с. 43].
Рисунок 3. Процесс социально-культурной деятельности