Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Психология отцовства. Влияние отца на психическое развитие ребенка.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

А.Адлер обращал внимание на то, что отец должен воспитывать активность, направленную на развитие социальной компетентности. Отец лаёт ребёнку возможность познавать мир, трудовую деятельность, знания о технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации. Если мать даёт ребенку возможность быть любимым по-человечески, то отец проторяет ему путь к социуму.
1.3 Отцы и дети: как наладить взаимопонимание в семье
Доказано, что если отец смог создать с младенцем эмоциональную связь, в будущем их отношения будут тесными и чуткими. Такой отец будет более влиятельной фигурой для ребёнка, а сыновья будут стремиться быть похожими на него.
В России всё ещё многие люди считают, что воспитание детей — это женское призвание и долг, а мужчина должен быть кормильцем семьи. Анонимные опросы говорят о том, что в том числе эта тенденция является камнем преткновения в межличностных отношениях мужчины и женщины, и в обществе в целом.
Тем не менее, последняя информация показывает, что в России, по Западному примеру, набирает обороты тенденция к привлечению отцов к ухожу за грудными детьми и их активное участие в воспитании. Это создаёт в семье атмосферу сотрудничества, которого прошлые поколения не знали. Сегодня семьи, где в функции отца входит воспитание и уход за детьми, переживают быстрое развитие, меняются. Рождается новая модель отцовства, которая включает в себя и условную отцовскую любовь и безусловно-принимающую материнскую.
Изучение отцовства, помимо описательной и теоретической ценности, имеет прикладной, социально-педагогический аспект. Исследование родительских норм и поведения в кросскультурном аспекте необходимо как для оценки тенденций развития современного института отцовства, так и для разработки программ обучения матерей и отцов, организации социальной работы с семьями, пропаганды сознательного родительства.
Отцы поздних детей, как наиболее зрелые личности, как правило, являются более эмоционально включёнными в воспитание детей. Для «незрелых отцов» часто актуальны такие проблемы как неумение и неготовность получать от общения с ребёнком удовольствие и радость. Эта же проблема характерна и для молодых матерей. Принимающий стиль воспитания, который ориентирован на ребёнка может служить индикатором степени зрелости отцовских чувств. Зрелые отцы стремятся заботиться и опекать детей. Наблюдая за их взаимодействием с детьми заметно, что ни испытывают потребность в том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и сила.
Существуют модели семьи, которые рождают риск передачи неверных функций отца для следующих поколений. Например, когда отец, присутствуя физически, не имеет эмоциональной связи с ребёнком, не участвует в его воспитании. В такой ситуации, часто мать вынуждена быть строгим авторитетом, в то время как отец отчуждён. Это называется инверсией ролей.
В психологически здоровой семье отец оказывает влияние на гендерное воспитание детей. Для сыновей это образец поведения мужчины, пример половой идентификации. В то время как пассивные и отчуждённые отцы не способны формировать мужественные черты у своих детей. Также в будущем мужчины, воспитывавшиеся эмоционально отсутствующими отцами, не способны иначе воспитывать уже собственных детей.
Исследования психиатра Р.Кэмпбелла свидетельствуют о том, что отцы также влияют на половую идентификацию девочек, которая проявляется в период юности. Девочке важно получить одобрение себя, как представительнице женского пола. В возрасте 13-15 лет отец должен показать её значимость как будущей женщины. Он формирует её положительную самооценку, одобряя её внешность, способности, успехи. Если девочка воспитывается без отца, у неё может сформироваться искажённое отношение к лицам мужского пола.
Слабость отцовского начала оказывает влияние на гипермаскулииность или агрессивное поведение мальчиков. Такое поведение отождествляется как бунт против излишнего феминизирующего воспитания матери в первые годы жизни. Это явление — поиск своего мужского Я. Также есть исследования (Бютнер), которые показали, что привызанные к матери мальчика часто испытывают сложности в общении с ровесниками.
Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризует отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий, или педантизм отца также являются факторами невротизации ребенка.
Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.