А.Адлер обращал внимание на то, что отец должен воспитывать активность, направленную на развитие социальной компетентности. Отец лаёт ребёнку возможность познавать мир, трудовую деятельность, знания о технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации. Если мать даёт ребенку возможность быть любимым по-человечески, то отец проторяет ему путь к социуму.
1.3 Отцы и дети: как наладить взаимопонимание в семье
Доказано, что если отец смог создать с младенцем эмоциональную связь, в будущем их отношения будут тесными и чуткими. Такой отец будет более влиятельной фигурой для ребёнка, а сыновья будут стремиться быть похожими на него.
В России всё ещё многие люди считают, что воспитание детей — это женское призвание и долг, а мужчина должен быть кормильцем семьи. Анонимные опросы говорят о том, что в том числе эта тенденция является камнем преткновения в межличностных отношениях мужчины и женщины, и в обществе в целом.
Тем не менее, последняя информация показывает, что в России, по Западному примеру, набирает обороты тенденция к привлечению отцов к ухожу за грудными детьми и их активное участие в воспитании. Это создаёт в семье атмосферу сотрудничества, которого прошлые поколения не знали. Сегодня семьи, где в функции отца входит воспитание и уход за детьми, переживают быстрое развитие, меняются. Рождается новая модель отцовства, которая включает в себя и условную отцовскую любовь и безусловно-принимающую материнскую.
Изучение отцовства, помимо описательной и теоретической ценности, имеет прикладной, социально-педагогический аспект. Исследование родительских норм и поведения в кросскультурном аспекте необходимо как для оценки тенденций развития современного института отцовства, так и для разработки программ обучения матерей и отцов, организации социальной работы с семьями, пропаганды сознательного родительства.
Отцы поздних детей, как наиболее зрелые личности, как правило, являются более эмоционально включёнными в воспитание детей. Для «незрелых отцов» часто актуальны такие проблемы как неумение и неготовность получать от общения с ребёнком удовольствие и радость. Эта же проблема характерна и для молодых матерей. Принимающий стиль воспитания, который ориентирован на ребёнка может служить индикатором степени зрелости отцовских чувств. Зрелые отцы стремятся заботиться и опекать детей. Наблюдая за их взаимодействием с детьми заметно, что ни испытывают потребность в том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и сила.
Существуют модели семьи, которые рождают риск передачи неверных функций отца для следующих поколений. Например, когда отец, присутствуя физически, не имеет эмоциональной связи с ребёнком, не участвует в его воспитании. В такой ситуации, часто мать вынуждена быть строгим авторитетом, в то время как отец отчуждён. Это называется инверсией ролей.
В психологически здоровой семье отец оказывает влияние на гендерное воспитание детей. Для сыновей это образец поведения мужчины, пример половой идентификации. В то время как пассивные и отчуждённые отцы не способны формировать мужественные черты у своих детей. Также в будущем мужчины, воспитывавшиеся эмоционально отсутствующими отцами, не способны иначе воспитывать уже собственных детей.
Исследования психиатра Р.Кэмпбелла свидетельствуют о том, что отцы также влияют на половую идентификацию девочек, которая проявляется в период юности. Девочке важно получить одобрение себя, как представительнице женского пола. В возрасте 13-15 лет отец должен показать её значимость как будущей женщины. Он формирует её положительную самооценку, одобряя её внешность, способности, успехи. Если девочка воспитывается без отца, у неё может сформироваться искажённое отношение к лицам мужского пола.
Слабость отцовского начала оказывает влияние на гипермаскулииность или агрессивное поведение мальчиков. Такое поведение отождествляется как бунт против излишнего феминизирующего воспитания матери в первые годы жизни. Это явление — поиск своего мужского Я. Также есть исследования (Бютнер), которые показали, что привызанные к матери мальчика часто испытывают сложности в общении с ровесниками.
Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризует отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий, или педантизм отца также являются факторами невротизации ребенка.
Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.
Психология отцовства. Влияние отца на психическое развитие ребенка.
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.