Дети, имеющие нарушение внимания и двигательную расторможенность, а также повышенную эмоциональную возбудимость всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Данный факт обусловлен серьезной степенью ответственности педагогов дошкольных учреждений за каждого отдельного ребенка, по причине того, что они необычные дети, сложные для создания эффективного педагогического общения с ними.
В обобщенном виде эти ведущие симптомы, касающиеся моторно-двигательной, эмоциональной и познавательной сфер выглядят следующим образом:
К особенностям моторно-двигательного развития гиперактивных детей относится неловкость движений, нарушение координации и гармоничности двигательных комплексов: ребенок с такими отклонениями способен производить определенные движения, но не может составить из них гармоничного целого; общая повышенная активность, затруднения в освоении движений; повышенное мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус — такие проявления характерны для гиперактивных детей. Особенности моторно-двигательного развития: неловкость движения, нарушения координации и гармоничности двигательных комплексов, при которых ребенок способен производить определенные движения, но не может составить из них гармоничного целого, неуклюже машет руками и ногами, у него отмечается общая повышенная активность, затруднение в освоении определенных правил и манеры поведения, а также правил движения [9].
К особенностям эмоционального развития гиперактивного ребенка относятся: повышенная возбудимость, либо апатия, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, эмоциональная лабильность, смена настроения, негативизм, чувство страха, агрессивность и манерничанье.
К особенностям познавательной активности у старших дошкольников относится недостаточно сформированная потребность в самостоятельном изучении окружающей действительности, и устойчивом познавательном отношении к миру.
Познавательная активность детей дошкольного возраста – это активность, проявляемая в процессе познания, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании получить, уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способы познания и применять их на практике. Основными составляющими познавательного процесса детей старшего дошкольного возраста являются внимание, мышление, память и воображение.
Для гиперактивного ребенка очень важна эмоциональная составляющая в процессе развития познавательной активности, так как эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики при работе с данной категорией детей.
В работе отдельных авторов, таких как Д. Добсон, гиперактивное поведение и проявление повышенной активности рассматривается как серьезное заболевание или недуг [15].
Признаками данного недуга являются: ничем не контролируемая, повышенная двигательная активность, включающая в себя особенность ребенка быстро отвлекаться, находиться в постоянно беспокойном состоянии и неспособность к двигательной и длительной концентрации внимания. У таких детей также могут быть проблемы визуального восприятия, заключающиеся в неспособности правильно воспринимать смысл символа или печатного материала, смысл сказанного, а так же возникать проблемы эмоционального характера. При наличии последних перечисленных факторов, болезнь трудно поддается лечению и постепенно прогрессирует. Следуя этой точке зрения, можно заключить: нарушение визуального восприятия и эмоционального нарушения ребенка не является специфическим для гиперактивного поведения.
Если внимательно изучить и классифицировать все основные исследования специалистов в этой области, то можно объединить причины гиперактивности в три большие группы: биологические, психосоциальные и генетические.
Выделяя основные биологические факторы, способствующие развитию заболевания ученые и исследователи отмечают наличие достоверной связи заболевания с органическими поражениями головного мозга, возникающими у матери во время беременности и родов, а также проблемы могут возникать в силу определенных причин, в первые годы жизни ребенка. В качестве доказательств, исследователями приводятся данные ретроспективного изучения самого раннего периода развития детей, начиная с момента рождения [7].
Среди психосоциальных факторов – отмечают частое употребление родителями алкоголя и наркотиков, что может приводить и к внутриутробным органическим нарушениям, если мать беременна, а также стать причиной появления у плода в дальнейшем асоциальных психопатий, аффективных расстройств.
Важно учитывать то, что, при смене обстановки, при встрече с незнакомыми людьми ребенок не проявляет свойственной ему повышенной активности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Данное обстоятельство может ввести в заблуждение и затруднить выявление гиперактивного поведения во время консультации со специалистом, при первой встрече с ребенком и его родителями.
Так же у таких детей имеются проблемы с концентрацией внимания, выраженные отвлекаемостью. Так, например автор А.Д. Кошелева сгруппировала и систематизировала основные проявления синдрома гиперактивности у ребенка, которые могут быть использованы в педагогической практике в целях выявления данного типа детей:
Беспокойное движение в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается;
Неумение спокойно сидеть на месте, когда это необходимо;
Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы;
Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр, ответов одногруппников;
Неумение сосредоточиться на вопросе, дослушать до конца;
Частные переходы от одного незавершенного действия к
другому;
Неумение играть тихо, спокойно. Изучение предметов носит очень интенсивный, но ненаправленный характер;
Болтливость;
Частая потеря вещей, необходимых в детском саду и дома;
Склонность к совершению опасных действий, не задумываясь об опасности [14].
Таким образом, анализ работ исследователей позволяет сделать следующие выводы: психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может являться нарушения на генном уровне, незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций), а также семейная ситуация развития. Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптомов: избытка двигательной активности, нарушения эмоционального поведения, дефицит внимания.
Психологическое консультирование семьи и ребенка с сдвг
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.