Психологическое и логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Психологическое и логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В конечном счете, специфика понимания мыслительных процессов представителями разных психологических школ отчетливо объясняется теми философскими концепциями, которые лежат в основе того или иного учения. Принимая во внимание историческую значимость основных идей перечисленных выше направлений, отечественная психология наиболее близко подошла к сущности проблемы мышления, рассматривая ее в контексте культурно-исторического развития (Л.С. Выготский). При этом большое значение приобретает взаимосвязь мыслительной деятельности человека не только с чувственным познанием, но и языком, речью [69].
Так, П.Ю. Крючкова считает речь одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта [51]. Участие языка как важного условия в процессе мышления отмечает Л.М. Лущихина [81]. Благодаря речи и другим системам знаков, человеческое мышление приобретает способность к моделированию, которая отсутствует у животных (М.В. Гамезо) [23].
Кроме того, косвенное познание, которым обладает человек, открывает путь для выявления скрытых свойств объектов и явлений, недоступных органам чувств (Л.А. Венгер) [9].
Неразрывная связь мышления с языком и характерная особенность процесса познания действительности в обобщенной и опосредованной форме, обнаруживает социальный смысл человеческого мышления – познание объективного мира и умственное развитие личности происходит на основе преемственности и усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе его общественно-исторического развития.
Рассматривая мышление как высшую ступень познания, А.Н. Леонтьев отмечает такие его главные особенности, как: 1) полиморфность (то есть разнообразие его видов); и 2) общность строения внешней практической предметной деятельности и деятельности теоретической [56] .
С.П. Рубинштейн [85] изучает мышление как процесс, как деятельность, отмечая обязательное проявление активности субъекта. Это представление о мышлении как процессе развивается в работах А.В. Брушлинского [5]: «Мышление – это прежде всего искание и открытие существенно нового». Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека.
П.Я. Гальперин трактует мышление как форму ориентировочно-исследовательской деятельности и настаивает на том, что существенным здесь является субъективная активность в решении интеллектуальных задач на мышление [21].
Несмотря на разные трактовки собственно предмета психологии мышления, можно выделить общие черты:
1) процессуальность, т.е. развертывание во времени, динамика мышления;
2) ориентировка субъекта, его активность в мыслительной деятельности.
Таким образом, под мышлением мы будем понимать социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза (А.В. Петровский, С.П. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) [73; 85; 56].
Являясь процессом познавательной деятельности, продукты которой отражают объективную действительность, мышление дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления (О.К. Тихомиров) [98].
Так, Л.С. Выготский, изучающий мышление в его генезисе, выделяет три основных формы:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое.
Н.Н. Поддъяков считает, что данные формы образуют единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая формы мышления [78].
Наглядно-действенное мышление проявляется в раннем детстве и опережает другие формы мышления, но в то же время остается актуальным на протяжении всей жизни человека. Оно отличается особым способом добывания знаний, не дублируемым другими видами мышления. Позднее окружающая реальность оказывается представленной человеку в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представлений.
По мнению Л.С. Выготского логическое мышление в психическом развитии стоит «выше» образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного [64]. Он считает, что усвоение логических форм мышления будет неполноценным без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм.
Параллельно можно классифицировать мышление по другим основаниям. И.М. Лущихина выделяет следующие виды мышления: I. По степени участия сознательного и подсознательного регулирования мыслительных операций:
1) логическое (осуществляется на базе понятийных структур);
2) интуитивное (оперирует образами с очень нечеткими формальными характеристиками);
3) продуктивное (новаторское, включает элементы нового);
4) репродуктивное (стандартное, шаблонное мышление);
5) эвристическое (является рационализаторским видом решения задач с помощью сокращенных правил и способов, являющихся наиболее подходящими в данной ситуации);
6) алгоритмическое (использующее одну строгую систему правил).II. По индивидуально-психологическим характеристикам:
1) детское мышление;
2) взрослое мышление;
3) старческое мышление.
III. По личностным характеристикам:
1) мужское мышление;
2) женское мышление.
IV. По социально-психологическим характеристикам:
1) рефлексивное мышление;
2) импульсивное мышление.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜