В конечном счете, специфика понимания мыслительных процессов представителями разных психологических школ отчетливо объясняется теми философскими концепциями, которые лежат в основе того или иного учения. Принимая во внимание историческую значимость основных идей перечисленных выше направлений, отечественная психология наиболее близко подошла к сущности проблемы мышления, рассматривая ее в контексте культурно-исторического развития (Л.С. Выготский). При этом большое значение приобретает взаимосвязь мыслительной деятельности человека не только с чувственным познанием, но и языком, речью [69].
Так, П.Ю. Крючкова считает речь одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта [51]. Участие языка как важного условия в процессе мышления отмечает Л.М. Лущихина [81]. Благодаря речи и другим системам знаков, человеческое мышление приобретает способность к моделированию, которая отсутствует у животных (М.В. Гамезо) [23].
Кроме того, косвенное познание, которым обладает человек, открывает путь для выявления скрытых свойств объектов и явлений, недоступных органам чувств (Л.А. Венгер) [9].
Неразрывная связь мышления с языком и характерная особенность процесса познания действительности в обобщенной и опосредованной форме, обнаруживает социальный смысл человеческого мышления – познание объективного мира и умственное развитие личности происходит на основе преемственности и усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе его общественно-исторического развития.
Рассматривая мышление как высшую ступень познания, А.Н. Леонтьев отмечает такие его главные особенности, как: 1) полиморфность (то есть разнообразие его видов); и 2) общность строения внешней практической предметной деятельности и деятельности теоретической [56] .
С.П. Рубинштейн [85] изучает мышление как процесс, как деятельность, отмечая обязательное проявление активности субъекта. Это представление о мышлении как процессе развивается в работах А.В. Брушлинского [5]: «Мышление – это прежде всего искание и открытие существенно нового». Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека.
П.Я. Гальперин трактует мышление как форму ориентировочно-исследовательской деятельности и настаивает на том, что существенным здесь является субъективная активность в решении интеллектуальных задач на мышление [21].
Несмотря на разные трактовки собственно предмета психологии мышления, можно выделить общие черты:
1) процессуальность, т.е. развертывание во времени, динамика мышления;
2) ориентировка субъекта, его активность в мыслительной деятельности.
Таким образом, под мышлением мы будем понимать социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза (А.В. Петровский, С.П. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) [73; 85; 56].
Являясь процессом познавательной деятельности, продукты которой отражают объективную действительность, мышление дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления (О.К. Тихомиров) [98].
Так, Л.С. Выготский, изучающий мышление в его генезисе, выделяет три основных формы:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое.
Н.Н. Поддъяков считает, что данные формы образуют единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая формы мышления [78].
Наглядно-действенное мышление проявляется в раннем детстве и опережает другие формы мышления, но в то же время остается актуальным на протяжении всей жизни человека. Оно отличается особым способом добывания знаний, не дублируемым другими видами мышления. Позднее окружающая реальность оказывается представленной человеку в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представлений.
По мнению Л.С. Выготского логическое мышление в психическом развитии стоит «выше» образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного [64]. Он считает, что усвоение логических форм мышления будет неполноценным без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм.
Параллельно можно классифицировать мышление по другим основаниям. И.М. Лущихина выделяет следующие виды мышления: I. По степени участия сознательного и подсознательного регулирования мыслительных операций:
1) логическое (осуществляется на базе понятийных структур);
2) интуитивное (оперирует образами с очень нечеткими формальными характеристиками);
3) продуктивное (новаторское, включает элементы нового);
4) репродуктивное (стандартное, шаблонное мышление);
5) эвристическое (является рационализаторским видом решения задач с помощью сокращенных правил и способов, являющихся наиболее подходящими в данной ситуации);
6) алгоритмическое (использующее одну строгую систему правил).II. По индивидуально-психологическим характеристикам:
1) детское мышление;
2) взрослое мышление;
3) старческое мышление.
III. По личностным характеристикам:
1) мужское мышление;
2) женское мышление.
IV. По социально-психологическим характеристикам:
1) рефлексивное мышление;
2) импульсивное мышление.
Психологическое и логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.