К примеру, без самопринятия, понимаемого как «осознание и принятие всех сторон своей личности, позитивная оценка себя и всей своей жизни в целом» невозможно принятие себя как представителя определенной сферы профессиональной деятельности, как профессионала, а без личностного роста невозможен профессиональный рост [5]. Именно поэтому при определении курса личности на профессиональный спурт, как правило, первоначально формулируются новые правила жизнедеятельности личности, предназначенные для вывода на новый, более высокий уровень таких характеристик психологического благополучия личности, как: самопринятие, автономия, компетентность в управлении средой, позитивные отношения с окружающими [21; 33].
Психологическое благополучие как атрибутивная составляющая профессионального развития личности создает базу, прочную платформу и питательную среду для развития новых профессиональных навыков и умений. При повышении ощущения психологического благополучия происходит не только изменение внутреннего контекста (рост удовлетворенности собой, позитивной самооценки, оптимизма и уверенности в будущих успехах), но и изменение внешнего контекста личности (одобрение и признание окружающих, позитивные внешние оценки, формирование новых социальных взаимодействий и отношений, позитивная динамика социально-психологических ролей и статусов), которое может находить отражение даже в устойчивых, медленно изменяющихся компонентах общественного мнения [2; 28].
Вместе с тем, если исходить из того, что «чувство благополучия можно определить как интегральный психический феномен, целостное переживание, отражающее успешность функционирования индивида в социальной среде, сопровождающееся благоприятным эмоциональным фоном, функциональным состоянием организма и психики и позитивным самоотношением, доверительным отношением к миру» [34, c. 266], то следует признать, что причинами психологического неблагополучия могут выступать и социально-профессиональные средовые бифуркации. Применительно к профессиональной деятельности основаниями для формирования чувства психологического неблагополучия могут выступать [20; 39]:
• неуспешность профессиональной деятельности, ошибки при выполнении работы;
• противоречивые, трудно реализуемые требования профессиональной деятельности;
• заниженная, неадекватная оценка профессиональной деятельности человека коллегами и руководителем, профессиональное непризнание;
• не обусловленные объективными факторами ограничения профессиональной деятельности, невозможность профессионального развития;
• продолжительные производственные конфликтные отношения, увольнение с работы и проч.
Следует заметить, что при самооценке личностью уровня своего психологического благополучия в условиях экономической монозависимости от работы «фактор профессиональной деятельности» может успешно конкурировать и доминировать над «фактором семьи и личных отношений», на который правильно обращают внимание многие исследователи [9; 12].
Являясь атрибутивной, неотъемлемой составляющей профессионального развития личности, психологическое благополучие, в свою очередь, может быть детерминировано воздействием факторов профессиональной среды и конкретной социально-профессиональной ситуации. Более того, в условиях высокой роли работы и профессиональной деятельности в жизнедеятельности личности эти факторы могут быть доминирующими в самооценке личностью уровня своего психологического благополучия.
Психологическое благополучие сотрудников организации при разных стилях руковлдства.
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.