Как личнообразующая система практические ценностные ориентации, по мнению Л.И. Божович, складываются только к подростковому этапу, хотя закладываются предпосылки к формированию ценностных ориентаций еще в дошкольном возрасте. Закладываются также у дошкольников и так называемые базисные ценности: первоначальные представления о честности и лживости, о доброте и жесткости, о добре и зле, о щедрости и жадности, об уважении личности другого, о чувстве собственного достоинства. Прежде всего, эти представления складываются в определенных ситуациях, в игровом процессе и дальше ситуаций этих не идут, не переносятся на других людей, не обобщаются. Но само формирование ценностной ориентации происходит в подростковом периоде. Этот процесс вместе с тем характерен только для части подростков, и находится у большинства из них в начальной своей стадии [6].
Как указывает С.С. Бубнова, ценностным ориентациям присуще внутреннее такое напряжение, способное пробудить намерения, желания, интерес, который направлен на конкретный вид деятельности. Ценностные ориентации благодаря этим качествам способны выполнить конкретную систему социальных функций. Ценностные ориентации, во-первых, приобщают личность, приспосабливает его к системе ценностей и норм социальной данной группы. Они, во-вторых, способствуют самоутверждению личности, реализации ее социальных ожиданий, дарований. И в-третьих, обеспечивают они «гармонию» внутреннего личностного мира, систематизацию ее стереотипов, норм, знаний и т.д. [8].
Ценностные ориентации, по мнению Ю.М. Жукова, относятся к очень важным компонентам личностной структуры. По степени сформированности ценностной ориентации, по особенностям развития их судить можно об уровне личностной сформированности [15].
По мнению Л.М. Архангельского, ценностная ориентация представляется как состояние готовности и интегральное свойство готовности личности к тому, чтобы сознательно оценить и определить свое местоположение в пространстве и времени социальной и природной среды, избирать направление деятельности и стиль поведения, основываясь на личном опыте и в соответствии с определенными условиями меняющейся постоянно ситуации [2].
Отражающие идеалы людей, таким образом, ценностные ориентации имеют многие характерные особенности. В общественно-полезной деятельности людей, по мнению Г.В. Казновой, как правило, не имеют материальной выгоды, и материальный расчет ценностной ориентации, следовательно, не является для них и не мотивирует эту деятельность [17].
Психологический анализ ценностно-смысловой сферы личности взрослого человека
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.