Старшие школьники с низкой самооценкой характеризуются тем, что зачастую не верят в себя и свои силы, предпочитая оставаться наедине с собой, поскольку опасаются того, что в общении не дотягивают до определенной планки, у таких школьников формируется негативное восприятия собственного «Я», что не позволяет раскрыть себя и свои способности [3].
Школьники с завышенной самооценкой также иногда испытывают трудности в общении, поскольку возникает проблема необъективного самовосприятия, то есть проблемы, возникающие в структуру межличностного общения, такие школьники не воспринимают правильно, к ним не приходит осознание собственных ошибок поведения.
Агрессивность.
Особенности проявления агрессивности в системе межличностного общения характеризуется тем, что старшие школьники, склонные к агрессивности не могут правильно и объективно выстраивать взаимоотношения с окружающими, поэтому реакция на определенные особенности поведения окружающих может быть неадекватной с позиции общепринятых норм и правил поведения.
Проявление агрессивности также приводит к тому, что старшие школьники проявляют сниженный показатель саморегуляции. Старшие школьники зачастую имеют избыточные психологические, эмоциональные и физические нагрузки, поэтому они не всегда могут справиться с ними, что и приводит к проблеме агрессивного поведения [4].
Стоит обратить внимание на те ситуации, которые детерминируют проявление агрессивного поведения у старших школьников:
привлечение к себе внимания сверстников;
ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
стремление быть главным [7].
У агрессивных подростков в процессе общения проявляется желание самоутвердиться, поэтому чаще всего обучающиеся проявляют вербальную агрессию по отношению к тем, кто имеет более слабую позицию.
Из этого перечня видно, что большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.
Стоит обратить внимание и на то, что проявление агрессии детьми и подростками на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, поскольку в период личностного развития школьники по-разному адаптируются к определенным ситуациям, что и приводит к разной специфике проявления агрессивного поведения.
Итак, дисгармоничное развитие старших школьников становится причиной возникновения коммуникативных трудностей, снижает эффективность взаимодействия, формирует неадекватную самооценку, тормозит творческое развитие и свободное самопредъявление в общении.
Отдельное внимание в аспекте формирования психологических трудностей межличностного общения школьников акцентируется на самооценке и агрессивности. Роль самооценки заключается в том, как школьник предъявляют свою позицию, может оценивать свою социальную роль, при этом показатель агрессивности отражают поведение личности школьников по отношению к отражающим.
Психологическими трудностями межличностного общения старших школьников являются неадекватный уровень самооценки и показатель агрессивности.
Психологические трудности межличностного общения школьников
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.