Переходный возраст заканчивается с возникновением некоторого личностного новообразования, обозначить которое можно термином «самоопределение». Конкретизируется оно, с точки зрения самосознания субъекта в общественно значимой, новой позиции. В основном формирование самоопределения происходит на второй фазе развития, в 16-17 лет, то есть в раннем юношеском возрасте, когда при условии скорого окончания школы появляется необходимость в определении своего будущего. Самоопределение здесь отличается от его мечтаний, так как основывается оно на устойчивых уже стремлениях и интересах, предполагает учет внешних и внутренних обстоятельств и возможностей, связано с выбором процессии и опирается на новое сформированное мировоззрение подростка.
В итоге можно обобщить, что характеризуется подростковый возраст выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, которая связана с поиском своего места в обществе. Подросток с наибольший силой начинает рефлексировать на себя, на общество, на других, по другому расставляет интересы и приоритеты, другой смысл в его жизни приобретают друзья и сверстники, семья, школа. Подросток, при сравнении себя со взрослыми и с более младшими детьми, приходит к заключению, что он уже совсем не ребенок, а скорее взрослый, впоследствии стремится к признанию окружающими его значимости и самостоятельности, начинает чувствовать себя взрослым.
Особое внимание стоит уделить так же развитию в период юности, или в юношеском возрасте. Юность охватывает временные рамки от 16-17 лет до 18-20 лет. Здесь происходит более сознательное самоопределение, то есть определение своей внутренней позиции, своего места в обществе, формирование самосознания, морального сознания, мировоззрения.
На этом этапе жизни центральное психологическое новообразование занимает становление устойчивого личностного контроля, новой стадией развития интеллекта, самоуправления. Главным приобретением в ранней юности является открытие внутреннего своего мира, эмансипации его от взрослых. Особенно чувствительны юноши к психологическим внутренним проблемам, и склонны их значимость переоценивать.
Данный возраст характеризуется вхождением в самосознание нового фактора времени. Юноша начинает замечать, что субъективная скорость со временем и возрастом начинает ускоряться. Тенденция эта начинается в юношеском возрасте, и продолжается вплоть до пожилого. Связано развитие временных представлений изменениями общей жизненной перспективы и умственным развитием.
В данном возрасте появляется повышенная потребность в самоуважении, эта характеристика является их одной из психологических особенностей. Если у девушки или у юноши понижено самоуважение (отрицательная самооценка, презрение к себе, неудовлетворенность собой, неприятие себя и т. д.) то, как правило, они являются менее самостоятельными, более чувствительными и ранимыми к насмешкам и критике, относятся к окружающим более непритязательно, она более внушаемы. В них в большей степени развито чувство тревоги о том, что говорят о нем окружающие. Юноши очень тяжело переживают неуспехи своей деятельности и происходит это особенно на людях.
И обратная ситуация, если у девушки или юноши имеется высокое самоуважение (одобрение и принятие себя) более контактны, самостоятельны, открыты, «принимают» легче окружающих и их мнение, не стараются яростно скрывать свои неумения и слабости, проще переживают свои неуспехи, имеют более развитый дух соревновательности и мотив достижения.
С возрастом данный возраст людей начинает все меньше значения придавать своему внешнему виду. Постепенно на передний план выдвигаются моральные и волевые качества, умственные способности. В более старшем юношеском возрасте самооценка становится более адекватной и продолжает выполнять функции психологической защиты.
Для всех социальных групп молодежи проявляется стремление к получению образования (высшего или среднего). Выбор профессии происходит под влияние различных факторов: мнение друзей, учителей, родителей, рекламы, телепередач, книг и т д. Абсолютное большинство родителей старшеклассников хотят в своих детях видеть высококлассных специалистов с высшем образованием, а высокий престиж специалистов создает соответствующие установки в социальном выборе молодежи и влияет на выбор профессии.
Наиболее важными во время выбора профессии является насыщение ее индивидуальными личностными смыслами – переживание и понимание человеком, для чего трудится он, как связана работа с его убеждениями, мотивами, идеалами, ценностями. Так же определенное место в любой профессии занимают не только профессиональные навыки и умения, но и насыщение профессионального деяния социально-значимыми целями. Если эти цели отсутствуют, то даже самая престижная работы и специальность не смогут обеспечить человеку достойное и стабильное место в жизни, обрести призвание.
В результате можно выделить несколько основных особенностей развития личности в юношеском возрасте:
преобразование эмоциональной сферы личности
развитие активной жизненной позиции, самоопределения;
формирование мировоззрения;
развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания;
В юношеском возрасте центральным психологическим новообразованием можно считать становление стабильного образа «Я» и устойчивого самосознания. Связано это с усилением самоуправления, личностного контроля, новой стадией развития интеллекта. Главным приобретением ранней юности является открытие внутреннего своего мира, эмансипации его от взрослых.
Психологические особенности виктимного поведения подростков
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.