Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Психологические особенности студентов гуманитарных и технических вузов

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Внутренний контроль связан также со стабильностью и определенностью внешней ситуации. Чем она более предсказуема, тем быстрей мы учимся связывать поступки и их последствия, тем сильнее верим в свои деловые возможности. Обретение внутреннего контроля позволяет сократить время зависимости индивида от его семьи, что способствует достижению эмоционально-социальной зрелости и установлению связи собственных действии с их последствиями.
Лица, уверенные в том, что могут контролировать свою жизнь:
— внимательны к поступающей извне информации, в зависимости от которой строят свое поведение;
— стремятся улучшить свои жизненные условия;
— обращают основное внимание на собственные способности и недостатки; невосприимчивы к попыткам давления на них [Тарасова, 2013].
Понятие «удовлетворённость жизнью» рассматривается в рамках изучения субъективного благополучия личности либо качества жизни (во взаимосвязи с понятиями счастья, позитивно окрашенного самочувствия, положительной аффективности, психологического здоровья, стойкости духа и т.п.) [Стародубец, 2007].
Психологическое благополучие и переживание счастья занимают важное место в индивидуальной судьбе каждого человека, являясь в конечном итоге целью и смыслом жизни. Одним из наиболее актуальных направлений в контексте изучения благополучия личности является поиск его факторов и условий. Несмотря на большое количество исследований в данной области, проблема психологического благополучия по-прежнему актуальна. Острота изучения благополучия в психологии объясняется как недостаточной изученностью этого феномена, его полидетерминированностью, так и сложностью самого понятия и определения его места и специфики в теоретическом пространстве таких понятий, как счастье, психологическое здоровье, осмысленность жизни, удовлетворенность.
Термин «психологическое благополучие» предложен Н.М. Брэдберном, определившим его как субъективное ощущение общей удовлетворенности жизнью и счастья [Бескова, 2013].
Проблеме благополучия посвящено большое количество зарубежных научных трудов, основанных на эвдемонистической и гедонистической парадигме. В самом общем виде в гедонистическом подходе психологическое благополучие рассматривается с позиции удовлетворенности — неудовлетворенности личности собственной жизнью; в эвдемонистическом — в зависимости от полноты реализации личностью собственного потенциала (самодетерминация, самоактуализация) [Тропотяга, 2015].
В рамках гедонистического подхода проблема благополучия исследуется в работах Н. М. Брэдберна, Э. Динера, М. Селигмана, М. Аргайла. В работах Н.М. Брэдберна психологическое благополучие отождествляется с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью [Бескова, 2013]. В структуре психологического благополучия автор выделяет два вида аффекта — позитивный и негативный. Именно баланс, достигаемый постоянным их взаимодействием, по его мнению, и есть психологическое благополучие.
Следуя гедонистической парадигме, Э. Динер расширяет понимание психологического благополучия, включая в него когнитивный и эмоциональный компоненты. Когнитивный компонент подразумевает самопринятие, т. е. интеллектуальную оценку личностью удовлетворенности различными сферами своей жизни; эмоциональный компонент — наличие плохого или хорошего настроения. Таким образом, благополучие в теории Э. Динера состоит из трех элементов: жизненная удовлетворенность, позитивные эмоции и негативные эмоции [Бескова, 2013].
Представители позитивной психологии М. Аргайл [Аргайл, 2003] и М. Селигман [Селигман, 2006] рассматривают благополучие через понятие счастья. По мнению М. Селигмана, субъективное благополучие шире понятия счастья. Автор предлагает рассматривать счастье как трехкомпонентное явление, которое включает в себя внешние обстоятельства (описываемые им как взаимодействие с социумом), позитивные эмоции (названные им еще и как «приятная жизнь») и наличие смысла в жизни. М. Селигман указывает, что данная категория включает в себя пять элементов: внешние обстоятельства, положительные эмоции, отношения, цели в жизни и результаты осуществления этих целей [Селигман, 2006].
М. Аргайл определяет счастье как состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций [Аргайл, 2003].
В эвдемонистическом подходе под психологическим благополучием понимается полнота самореализации человека. Здесь переживаемые трудности, негативные эмоции, наоборот, могут служить основой повышения уровня благополучия личности, поскольку оно достигается благодаря более глубокому осмыслению жизни и своих целей. Эвдемонистический подход зародился в рамках гуманистической психологии, где благополучие рассматривается в качестве многофакторного конструкта, учитывающего взаимосвязь различных структур личности. Данный подход реализуется в работах Э. Л. Деси и Р. М. Райана, А. С. Ватермана, О. Ф. Симсэка.
Теория самодетерминации Э.Л. Деси и Р.М. Райана предполагает реализацию трех базовых психологических потребностей личности, которые лежат в основе внутренней мотивации и обеспечивают психологическое благополучие. Таковыми являются потребность в автономии, в компетентности и в связи с другими людьми [Фокин, 2005].
А.С. Ватерман и О.Ф. Симсэк также говорят об активности самого человека, связанной с преобразованием жизни в желаемом направлении, при этом А.С. Ватерман в качестве важных показателей выделяет ценности личности, а О.Ф. Симсэк — отношение ко времени [Фокин, 2005].
Синтезом в настоящее время признается модель психологического благополучия К. Рифф [Эльконин, 2001]. Интегративной эта модель является потому, что благополучие рассматривается К. Рифф как интегральный (комплексный) показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а также степени реализованности этой направленности, субъективно отражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью [Эльконин, 2001].
В модели К. Рифф структура психологического благополучия включает в себя шесть составляющих, или измерений, каждое из которых описывается с помощью биполярной шкалы «положительный локус — отрицательный локус»: автономия, управление средой (компетентность), личностный рост, позитивные отношения с другими, цели в жизни, самопринятие [Эльконин, 2001].

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.