Понятие ценности в науке рассматривается в качестве объектов действительности природы, а также явлений материальной и духовной культуры человека, к примеру, общественных идеалов, научного знания, искусства, способов поведения и т.д. Еще с древности в главную очередь выделялись следующие типы ценностей:
1. Добро.
2. Красота.
3. Истина.
Мыслители всех времен этой идеальной, цельной триадой, определяли область моральных ценностей (Добро), эстетических (Красота) и когнитивных (Истина).
По мнению американского социолога Н. Смелзера, ценности являются общепринятыми убеждениями в отношении целей, которые человеку необходимо достичь [6]. Нравственные принципы основываются на ценностях. Различные культуры могут предпочитать различные ценности (героизм на поле боя, художественное творчество, аскетизм), и все общественные строи устанавливают, что будет ценностью, а что не будет.
Ценности являются вещественными либо идеальными образованиями, имеющими смысложизненную важность или для конкретного человека, или для всех людей; движущей силой деятельности; специфическими социальными определениями объектов окружающей действительности, выявляющих их позитивное или негативное значение для индивида и социума.
Принципы морали обосновываются ценностями, принципы – правилами или нормами, а те – представлениями. К примеру, справедливость является ценностью, воплощающейся в принципе справедливости, а из принципа вытекает правило или норма, которая требует одинакового воздаяния (поощрения либо наказания) за одинаковые действия, которые были совершены различными субъектами, либо иная норма, которая требует справедливой зарплаты, и уже, исходя из нормы, люди формируют собственные определенные представления о справедливости и несправедливости (к примеру, люди могут полагать несправедливой низкую зарплату педагогов и медиков и несправедливой высокую оплату труда топ-менеджеров [4].
Каждое явление с позиции их ценности дифференцируются на:
нейтральных, заслуживающих равнодушное отношение (большинство явлений микромира и мегамира);
положительных (предметы и феномены, которые способствуют благополучию человеческой жизни;
антиценности (ценности, которые имеют отрицательное значение с позиции благополучия человеческой жизни). Например, пары «ценности – антиценности» образуют такие понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, которые заключены в феноменах жизни общества и природы [1].
Ценности формировались и определялись благодаря потребности индивидуума в осмыслении себя и общества. Жизнедеятельность человека трансформируется со временем. Далеко не сразу пришло понимание самоценности жизни человека. В ходе жизнедеятельности у людей образовывались мировоззренческие идеалы. Идеал является образцом, прообразом, понятием совершенства, высшей целью стремлений. Путем соотнесения с идеалами, нормами реализуется оценивание – определение ценности, одобрение либо осуждение происходящего, требование реализации либо устранения чего-либо, точнее сказать оценивание — нормативный по собственному характеру. За счет ценностей образовываются различного уровня (высшие и низшие) человеческие потребности и интересы, мотивы и цели, обуславливаются средства для их достижения. Они выступают в качестве регуляторов человеческих действий, критериев оценки действий окружающих. И, в конце концов, без учета их роли невозможно познать суть человека, уяснить себе истинный смысл его жизни. Внешне ценности проявляются в качестве свойств предмета либо феномена, однако присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта, а в связи с его вовлечением в область общественного бытия человека и стал носителем конкретных социальных отношений. В отношения субъекта (человека) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания осуществляют роль каждодневных ориентиров в некой деятельности, обозначений самых разных практических отношений к другим, предметам и феноменам. Человеку надо обладать определенными ценностными установками.
Крайняя противоречивость и неустойчивость ценностных ориентаций появляется по причине:
во-первых, неистребимого стремления человеческого духа к достижению идеалов, окончательных истин, т.е. высших духовных ценностей,
с другой — известной ограниченности когнитивных возможностей, средств людей;
известного консерватизма чувств, рассудка и разума людей, которые неизбежно ведут к отчуждению человека от природно-телесных, телесно-духовных и духовных ценностей, т.е. от собственной сути и уводит людей в сторону от определения подлинных, а не иллюзорных либо утопических путей становления данной природы [2].
Существование конкретных ценностей в жизни людей предоставляет определенному субъекту свободу выбора жизненных целей. Жизнь человека нельзя помыслить без постановки цели. Целеполагание является родовым признаком, свойственным лишь человеку.
Ценности реализует следующее функции:
формирует интересы, мотивы и цели;
регуляция и оценка действий людей;
познание сути человека, истинного смысла его жизни [3].
Таким образом, ценности, занимают центральную позицию в личностной структуре, оказывая существенное воздействие на ориентированность человека и содержание его социальной активности, поведение и действия, его социальную позицию и на общее отношение его к действительности, к самому себе и окружающим людям и, в том числе, на профессиональное самоопределение.
Ценностные ориентации являются ведущим фактором профессионального самоопределения учащихся старших классов. Выбор профессии в большей степени обусловливается уровнем сформированности и качественным набором ценностей, которыми руководствуется школьников.
Обычно обучающиеся совершают свой выбор интуитивно, под воздействием случайных факторов. Ведь для того чтобы выбрать профессию, нужно понимать цели, которых хочется достичь в жизни, обладать гражданской позицией и нравственными убеждениями, иметь знания о себе, о своем регионе, о самых разных профессиях. Ценностные ориентации личности отличаются содержательной стороной ее направленности, служат «свернутой» программой жизнедеятельности, основанием для воплощения конкретной модели личности, в частности и в профессии. Готовность учащегося к выбору зависит от ценностно-смыслового аспекта психической жизни подростка [5].
Таким образом, смысложизненные и ценностные ориентации отражают в сознании личности ценности, признаваемые ею как стратегические жизненные цели и общие мировоззренческие ориентиры.
Психологические особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов и студентов -математиков
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.