Психофизиологи Ильин Е. П., Шкловский В. М. и др. считают, что мозг девочек и мальчиков устроен по-разному, а также работает по-другому. Учёными были получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сферы мальчиков и девочек, которая основана на уровне мозга межполушарных взаимодействий [4].
Отметим основные различия, по мнению В. Е. Каган:
— познавательных способностей и познавательных процессов;
— восприятия окружающего мира;
— темпов, стратегии переработки и усвоения информации;
— в преимущественном формировании различных видов мышления;
— в организации внимания;
— в уровне активации эмоций в процессе обучения;
— в уровнях адаптивных возможностей организма и психики;
— в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы [5, c. 66].
Девочки, как правило, начинают говорить раньше, и все дальнейшее психическое развитие происходит на фоне «оречевления». У мальчиков все то же самое происходит даже на уровне наглядно-образное, и это скажется в будущем на особенностях и уровней развития мышления: словесном, изобразительном, пространственном, логическом или интуитивном.
Игры девочек полагаются на зрение вблизи: они раскладывают куклы, тряпки, различные предметы — и играют в замкнутом пространстве, им необходим достаточно маленький уголок. Игры мальчиков часто основаны на зрение вдаль: они идут один за другим, объекты бросают в мишень, и т.д., они используют все пространство, данное им.
Кроме того, мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного физического развития требует больше места, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную — поднимаются по лестнице, залазят на шкаф.
Многочисленные эксперименты, связанные с анализом функций полушарий мозга, дали значительное количество информации, которую можно суммировать следующим образом.
Полушария эквипотенциальны относительно простых функций и специализированы относительно сложных. Левое полушарие обрабатывает информацию, поступающую в мозг последовательно. Это объясняет свое участие в функционировании речи, которая представляет собой последовательность слов, каждое из которых представляет собой последовательность фонем [4].
Правое полушарие обрабатывает сигналы одновременно и целостно. Левому характерен аналитический подход к решению проблем, а правому — синтетический. Правое полушарие отражает внешнюю среду по принципу дедукции, от общего к частному, когда синтез предшествующего анализа, а левое — по принципу индукции, от частного к общему, анализ предшествует синтезу.
В то же время у мальчиков межполушарная асимметрия более выражена, так как мозолистое тело — формация, которая соединяет два полушария мозга и отвечает за их взаимодействие — тоньше, чем у девочек.
Таким образом, у мальчиков левое или правое полушария активируются избирательно в процессах мышления. Трудно сравнивать информацию, обработанную каждым полушарием в отдельности.
Кроме того, мозолистое тело у девочек развивается до семи лет, а у мальчиков — до восьми с половиной. У мальчиков позже развиваются и лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением.
Из этого можно сделать вывод, что мозг девочек до семи лет имеет более высокую степень готовности к обучению, чем у мальчиков, чей мозг полностью «созревает» только до восьми лет.
Психологические особенности работы с мальчиками/девочками
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.