В индустриальную эпоху отношение к деньгам изменилось. Макс Вебер в своей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» блестяще показал, что успехи многих ранних капиталистических предпринимателей были связаны с базовыми принципами протестантизма, утверждающими особое отношение к труду и к деньгам. Он сформулировал ряд принципов, которые определяют «философию денег»:
1. Время — это деньги! (Тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать и, тем не менее, полдня ничего не делает, теряет не только время, но и деньги.)
2. Кредит — это деньги! (Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я смогу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им.)
3. Деньги по своей природе плодоносны и способны порождать новые деньги! (Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и т. д., пока не получится сто фунтов… Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все ее потомство до тысячного члена. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов.)
4. Тому, кто точно и в срок платит, всегда открыт кошелек других! (Приумножение денег неразрывно связано с отношениями с другими людьми. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны. А это бывает очень выгодно… Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек. Хорошие финансовые отношения с другими людьми — это и есть «работа деньгами».)
5. Если занял деньги — покажи, что ты работаешь не покладая рук, чтобы вернуть долг! (Образно говоря, стук твоего молотка, кото рый твой кредитор слышит с раннего утра до позднего вечера, вселяет в него спокойствие; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется.)
В дореволюционной истории российского бизнеса наиболее успешно проявили себя носители старообрядческих традиций, чьи каноны истового трудолюбия и бережливости оказались во многом близки положениям протестантизма. Однако было бы слишком большим преувеличением утверждать, что такое отношение к делу и деньгам является единственно возможным для бизнеса.
Все знают, что такое деньги. Все их получают в виде стипендии, зарплаты и тратят в магазинах на продукты и другие товары. Тем не менее истинная роль денег как всеобщего эквивалента при социализме была сильно искажена. Основными искажающими факторами являлись отсутствие частной собственности, государственное регулирование цен и зарплат, а также централизованное государственное распределение основных жизненных благ (от жилья и автомобилей до продуктовых заказов). Все эти факторы приводили к тому, что деньги оказывались весьма условной и отнюдь не главной мерой стоимости вещей. Способность человека приобрести ту или иную вещь определялась не только наличием у него соответствующей суммы денег, но и, в первую очередь, его близостью к источнику распределения (партийно-хозяйственной номенклатуре, торговой сети, через которую реализовывались дефицитные товары, географической близостью к центру власти).
Постепенное привыкание крыночным отношениям для подавляющего большинства населения не было гладким. Заметим: единственное, что перестало нас удивлять довольно быстро, — это изобилие товаров в магазинах и на рынках, что лишний раз подтверждает житейскую психологическую мудрость о скорости привыкания к хорошему. Кстати говоря, все остальные «прелести» переходной экономики: инфляция, бесконечные денежные реформы, мало кому понятные ваучеры и, наконец, незабвенные финансовые пирамиды, манившие неопытных игроков обещаниями сказочного обогащения, — были пережиты нами довольно болезненно и оставили в душах неизгладимый след — смесь стыда, обиды и разочарования.
В конечном счете мы можем считать себя выдержавшими экзамен на экономическое совершеннолетие: сегодня каждый школьник и пенсионер бойко объяснят вам, что такое НДС, МВФ и ГКО, а человека, который бы не знал текущего курса рубля к доллару, не так-то просто встретить на российских просторах.
Таким образом, открывая для себя деньги как экономический феномен, мы одновременно вновь открываем для себя их мистическую власть и силу, коварство и привлекательность, бесконечные возможности и смертельные опасности, которые несет с собой обладание ими.
Можно условно выделить следующие направления современных зарубежных исследований в области психологии денег:
базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;
сакральный смысл денег;
культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;
повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми;
психические расстройства, связанные с деньгами;
специфика психологии очень богатых людей, изучение соотношения богатства и счастья; • проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;
правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;
деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов;
изучение удовлетворенности работой и причин забастовок.
Психологические особенности отношения личности к деньгам и современной экономической ситуации
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.