Присутствует один момент в зоне ближайшего развития детей, где без помощи взрослого не бывает и не может быть зоны ближайшего развития. Это относится к созданию ситуаций, поиску заданий, выбору задач, что не могут быть выполнены ребенком самостоятельно, но могут быть сделаны при помощи взрослого. Ребенок согласно своего психологического возраста, даже если не смирится с неудачей и будет прилагать усилия, просить о помощи, тем не менее, способен довольно легко отвлечься или, получив помощь и выполнив задание, больше к нему не возвращается.
Несмотря на разницу в возрасте представителей детского онтогенеза и содержание выполняемой ими деятельности, дети, не могут самостоятельно задавать себе зону ближайшего развития. Они нуждаются в первую очередь в том, чтобы им давали задания, которые они не могут выполнить самостоятельно. Кроме того, перед взрослыми, задающими зону ближайшего развития, стоит задача сделать так, чтобы ребенок захотел выполнить задание, которое он не способен сделать самостоятельно.
Те, кто по своему психологическому возрасту относится к детскому онтогенезу, предпочитают задания, с которыми они справляются самостоятельно, другие они часто просто не воспринимают, считают бессмысленными и именно поэтому не прилагают никаких усилий, чтобы принять помощь взрослого и совместно выполнить трудное для них задание.
Качественное отличие психологически взрослых людей от детей состоит в том, что они не только способны, но и постоянно создают для себя условия, при которых вынуждены решать, выполнять, справляться с заданиями, представляющими для них трудности. То есть, они самостоятельно задают зону собственного ближайшего развития. В этом случае они действительно принимают помощь извне, однако данная помощь не меняет субъекта выполняемой деятельности. Взрослые, которые вынуждены обратиться за помощью, трудятся совместно, коллективно, в отличие от детей, которые на то время, пока им помогают, передают бразды правления помогающему.
При этом необходимо сказать, что и в случае с детьми, и в случае с взрослыми зона ближайшего развития реализуется за счет разного вида подсказок, осуществляемых более взрослыми (или зрелыми, если говорить о взрослых) людьми либо более продвинутыми в плане осуществляемой деятельности сверстниками.
Важный аспект различия ребенка и взрослого связан с реализацией зоны ближайшего развития. Этот аспект имеет отношение к субъекту тех подсказок и той помощи, которая необходима человеку для выполнения трудного для него задания.
Типичный субъект, оказывающий помощь при выполнении задания, что представляет трудность для какого-то человека, – это педагог или тот, кто выполняет его функции. В ряде случае роль реального помощника может выполнять справочник или учебник.
В то же время нельзя сказать, что такого типа помощь принимается только взрослыми. Бывают специально созданные ситуации, когда, к примеру, младший подросток вполне способен к принятию, таким образом, оказываемой помощи. Но если взрослый не нуждается в специальных условиях или специальной пропедевтике, восприятия такого рода помощи, то для детей соответствующие подсказки играют роль дополнительных средств в помощи, что оказываются им взрослыми людьми.
Другими словами, психологические особенности, возникающие и развивающиеся во взрослом онтогенезе, связаны с тем, что у психологически взрослых людей преобладают индивидуальные особенности, что во многом задают смысл возрастным особенностям и расставляют определенные акценты. Помимо этого, у взрослых реализуется личностное отношение к окружающей среде, людям, к разным видам обучения, что связано с появлением качественно новой способности, выраженной в самостоятельном поиске, конструировании зоны ближайшего развития. Указанными особенностями и определяется специфика обучения взрослых.
Психологические особенности обучения взрослых
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.