Философия познания человека требовала, прежде всего, становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса. Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе или в обществе, то относилась к нему как существу самостоятельному, противопоставлял его природному и социальному миру.
Аристотель, будучи ближайшим учеником Платона, в своих философских учениях развил его идеи, но не был согласен со своим учителем в том, что стремление к бестелесному идеалу должно являться главным.
Он выделял, прежде всего, напряженную работу мысли в качестве способа постижения идеи, поскольку всякая идея является внутренней сущностью вещей.
Выделяя понятия «воспитанность» и «знание», он считал, что нравственность хотя и детерминирована знанием, но зависит от доброй воли человека, потому как не столь важно усвоить представления о добре и зле, надо их переосмыслить.
Основатель стоической школы Зенон утверждал, что добродетельным человек может стать только благодаря воспитанию, но для этого необходимо здоровье души, следовательно, главные из добродетелей – невозмутимость, спокойствие, самодостаточность.
Эпикур, будучи сторонником сенсуалистского подхода к познанию мира, следовательно, к воспитанию и обучению, главной задачей считал освободить человека от невежества.
В ХХ столетии к теме личности, к вопросам развития индивида, его духовно-нравственных ценностей все больше приковывается внимание, в особенности в связи с обострением глобальных проблем. Стремление философов поставить и обсудить проблемы выбора, ответственности, вины, персональных обязанностей и прав является одним из симптомов общественного обновления.
Признание человека творцом общества придает особую значимость вопросу о сущности человека.
В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс писал о том, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Иными словами, сущность человека располагается «во вне» человека, в обществе – «совокупности всех общественных отношений».
Экзистенциализм (философия существования) исходит из отсутствия природы человека как таковой. Сущность человека – это есть человеческая природа, которая имеется у всех людей, в силу чего каждый конкретный человек лишь частный случай общего понятия человек. Действительная сущность, человеческая природа определяют жизнь человека, его существование.
Сартр же считает, что нет никакой сущности, природы человека, как нет и Бога, который бы задумал человека. И существование у него предшествует сущности. Раз нет Бога, то нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам создает сущность, а, следовательно, творит самого себя. Причем это осуществляется ежедневно. Если, пишет Сартр, человек сам творит свое бытие, следовательно, он ответственен за него. Иначе говоря, он отвечает за свой выбор.
По Канту личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.
В психологической школе В.С. Мухиной личность понимается, как «индивидуальное бытие общественных отношений».
То есть личность человека рассматривается В.С. Мухиной и в социальном, и в уникальном индивидуальном контексте.
Так, личность опосредована системой общественных социальных отношений. Ее развитие происходит в процессе воспитания и приспособления к основам материальной и духовной культуры. Это не исключает возможность быть индивидуальной личностью, со своей внутренней позицией, выходящей за рамки общественных условий.
В результате проведенного теоретического анализа феномена личности в философии и психологии, можно сделать вывод, что понятие личности рассматривалось из поколения в поколение. Многие ученые философы и психологи рассматривали понятие личности и давали ему свое характерное определение, которое можно вывести в следующее: личность, являясь индивидуальным субъектом, носит в себе свойства социальных и мировоззренческих отношений, которые складывались на протяжении веков.
Психологические особенности личности, занимающейся творчеством
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.