Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Психологические модели депрессивный расстройств в подростковом возрасте

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Аффективные или депрессивные расстройства являются наиболее популярными формами психических расстройств, но область исследований в данном направлении достаточно узка. При попытки психологических трактовок изучаемого феномена появляются некоторые трудности, а именно по причине того, что некоторые признаки депрессивных расстройств имеют не абсолютное значение, (например, депрессия может проявляться в двигательном возбуждении, тревоге или грусти) появляются значительные сложности в однозначном понимании основного нарушения. Зачастую, варианты решения подобной проблемы соотносится с типологическими направлениями, которое принимает во внимание разные виды модальностей доминирующего аффекта – тоска, апатия, тревожность, а также могут возникать формы проявления — ларвированная, «депрессия без депрессии», с невротической или психотической тенденцией, психогенной или эндогенной этиологии, или, наоборот, проявляться в поиске универсальных механизмов депрессии и игнорированием ее типологической неоднородности. [19] Так, по большему счету, проявляют себя унитарный и типологический подход, который представляется ученым как две стороны методологической модели, поэтапное осуществление которого приводит к упрощению реальности и поиску единой мультипликационной типологии.
В настоящее время остаются популярными и широко применяемыми три основные концептуальные модели: психоаналитическая, бихевиористская, когнитивная.
Рассматривая психоаналитическую модель депрессивных расстройств, Фрейд З. депрессию связывает с потерей объекта желаний. Так, австрийский психоаналитик проводил параллель между реакцией траура и клинической депрессией. Функция траура находит свое выражение во временном переключении либидинозного влечения с утраченного объекта на себя и символической самоидентификацией с этим объектом. [12] Далее свое развитие психоаналитическое понимание депрессии получило в понимании причин депрессии с точки зрения нарушений психосексуального развития на ранних стадиях онтогенеза.
Несмотря на огромный вклад представителей психоанализа в изучение причин депрессии, психоаналитическая теория депрессивных нарушений считается не конца дифференцированной по отношению к разным видам и формам аффективных расстройств, сводя их по сути дела к единообразной реакции на депривацию.
Интерес вызывает подход М. Клеин, [10] которая предприняла попытки дифференцировать «депрессивную позицию». Необычность и свежеть взглядов Клейн сводится к выделению фазы детского развития, которую можно объяснять в качестве аналога клинически выраженной депрессии. Подход, развиваемый М. Клейн получил свое отражение в трудах Д. В. Винникотта. [3] Автор подверг описанию скрытый вид депрессии, а именно детей, внешне веселых, психологически развитых. «Я» ребенка таким образом, имеет фальшивую структуру, потому что ребенок зависим от депрессивной матери, которую постоянно вынужден отвлекать от данного состояния. Важность работ Винникотта заключается в том, что автор обнаружил огромный пласт психолого-эмоциональных проблем у детей депрессивных матерей. Центральным постулатом психоаналитического подхода является связь актуальных психических расстройств со структурой распределения либидинозной энергии и специфичностью формирования самосознания в онтогенезе. Невротическая депрессия возникает из-за невозможности адаптации к утрате объекта либидинозной привязанности, а “эндогенная” — из-за активации латентных искаженных отношений с объектами, относящимися к ранним стадиям развития ребенка. [4]
Перейдя к описанию бихевиористской модели, важно уяснить, что данная модель ориентирована на базовые методологические позитивистские требования исключения из рассмотрения всех объективно не верифицируемых феноменов. В контексте данного подхода депрессия является следствием внешних проявлений, где основным понятием является феномен «обученной беспомощности», подробно описанный М. Селигманом. Смысл данного явления заключается в отказе от отказа от любых действий, направленных на избегание травмирующих ситуаций.
В рамках бихевиоризма обученная беспомощность является аналогом клинической депрессии, при которой индивид всегда ожидает худшего и негативного.
Еще один представитель бихевиоризма Д. Вольп, утверждал следующее, что хронический неуспех ведет к увеличению тревожных состояний, которое может перейти в депрессивное расстройство. [7]
В свою очередь, Левинсон и др., основываясь на идеи Скинера, выявили, что депрессии предшествует отсутствие «социальной приспособленности» (поведение, редко встречающее положительное подкрепление со стороны окружающих). [9]
В завершении отметим, что применение бихевиористской концепции депрессии подходит для узкого класса невротических депрессивных расстройств и расстройств адаптации, но недостаточно при попытке объяснить аутохтонные аффективные нарушения, экзистенциальную депрессию и пр.
Говоря о когнитивной модели депрессии, можно отнести ее к более новым концепциям. В основе когнитивной теории находится мысль о том, что когнитивные процессы влияют на самосознание индивида. Так, при выстраивании модели депрессии А. Бек, обращается к основным явлениям: теории бессознательных умозаключений Гельмгольца и идеи детерминации эмоциональной оценки стимула когнитивным контекстом его предъявления. [14]
Таким образом, когнитивная триада депрессивного сознания выглядит следующим образом:
отрицательный образ себя – («из-за дефекта я ничтожен»);
негативный опыт – («мир предъявляет ко мне несоизмеримые требования»);
негативный образ будущего – («мои страдания будут длиться вечно»).
Итак, представленная триада показывает, что человек при депрессии видит себя с отрицательной стороны, беспомощным, существующим в жестоком мире, вызывающего у него отвращение и ненависть, без надежды на будущее.
Таким образом, согласно психоаналитической теории, депрессия появляется в случае потери значимого «другого», который при этом становится одновременно объектом любви и ненависти (вернее, гнева из-за того, что его потеряли). В итоге отрицания ненависти или гнева возникает чувство вины, проявляющееся в направленной на себя враждебности.
Когнитивные теории придерживаются мысли о том, что индивид, страдающий депрессией, развивает негативные мысли на трёх уровнях.
Когнитивно-бихевиористская описывает больного депрессией как человека, для поведения которого характерна так называемая «выученная беспомощность».
Таким образом, неоднозначность подходов к пониманию депрессивных расстройств приводит включению в круг неглубоких депрессий патогенетически неоднородных состояний от чисто психологических эпизодов до астенических, тревожных и личностных расстройств.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜