Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Психологические аспекты стресса

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В связи с тем, что разные интенсивность и продолжительность действия одного и того же природного стресс-фактора по-разному сказываются на развитии стресса, возник вопрос о градации факторов, влияющих, по силе и продолжительности действия. Однако, сегодня в научной литературе отсутствует такая классификация, объясняющаяся в первую очередь неодинаковым восприятием организма воздействий одной и той же силы в зависимости от его восходящего функционального состояния. В результате одно и то же влияние называется по-разному: чрезвычайным, стрессовым, экстремальным, сверхсильным и др. Даже классификация Р.М. Баевского затруднена для практического использования, так как в ней не даются конкретные параметры, по которым можно оценить интенсивность исследуемого фактора. Автор выделяет три условные градации воздействия по интенсивности: умеренные, выраженные и максимальные (имеется в виду интенсивность воздействия на порог устойчивости организма), а также три градации по времени действия: кратковременные, длительные и постоянные.
Для облегчения определения интенсивности факторы, влияющие на организм, делятся на:
1) подпороговые, сила действия которых не провоцирует любую специфическую реакцию; при длительном воздействии приводят к повышению неспецифической резистентности;
2) предельные, сила воздействия которых обеспечивает первое проявление намеченной специфической реакции;
3) стрессовые (чрезвычайные) – раздражители такой силы, что изначально вызывают в основном неспецифические метаболические или физиологические реакции, то есть стрессовые; диапазон сипы такого раздражителя начинается от предельной и продолжаются до тех пор, пока физиологические системы функционируют как линейные в соответствии с «правилами силы»;
4) повреждающие (экстремальные) – сила действия этих раздражителей обусловливает значительное нарушение общего метаболизма и функций жизненно важных органов и систем, а также повреждения их структуры.
Для классификации по времени действия используется градация стресс-факторов на периодические, непрерывные (постоянные), острые (кратковременное действие резко нарастающей силы стрессовых и экстремальных факторов) и хронические (длительные).
Воздействия, сила которых нарастает постепенно, относятся к категории факторов медленно нарастающей силы (подпороговых и предельной), влияния, сила которых выше предельной с самого начала, – к факторам чрезмерно интенсивного действия (стрессовых и повреждающих).
Конечно, степень развития стресса и его последствий не определяется только количественными и временными параметрами. Их воздействие на организм человека определяется мотивационным и эмоциональным компонентом, ориентацией человека по этому стимулу, негативной оценкой, основанной на неприятии стимула с биологической, сенсорной, психологической, социальной и других точек зрения индивидуума. Начало действия стимула у человека часто может быть не просто энергетическим толчком, запускающим стресс-реакцию; главное – это его информационное значение. Одним словом, у человека стресс-фактор, особенно антропогенный, оценивается не только в физиологическом, но и в субъективном, личностном отношении. Последствия влияния всяких психоэмоциональных воздействий, как и природных – физических, биологических и химических, зависят также от индивидуальных физиологических и психологических особенностей личности, уровня стрессоустойчивости и стресоактивности. В случае их недоразвития, стресс-факторы вызывают перенапряжение функций жизненно важных систем организма человека, и он не в состоянии адаптироваться к ним, в результате чего возникают соматические и психические нарушения и так называемые стрессовые заболевания.
Понятия стресса и дистресса, которые возникли в русле физиологических исследований, вошли и в психологическую терминологию. Физиологический и психологический стрессы отличаются по характеру стрессоров, которые вызывают.
В недрах самой психологии сложились и другие определения состояний нервного перенапряжения. Так, психическая травма означает временное или стойкое нарушение психики под влиянием избыточного по силе или по субъективным значениям психического воздействия.
В рамках психоаналитической концепции упомянутые нарушения квалифицируются как травматический невроз. Основой для введения этого понятия З. Фрейд считал феномен навязчивого упоминания о травмирующем событии. Доминирование в фрейдовском определении симптома навязчивых воспоминаний и обозначения времени его формирования непосредственно моментом травмы сужают пределы состояний, связанных с психической травмой. Так, среди симптомов стрессовых нарушений случаются тревожность, депрессия, нарушения памяти, внимания, которые усиливаются со временем. Целый ряд нарушений, объединяемых понятием «нейровегетативный синдром», также присущи стрессовым состояниям.
Для определения состояний, которые могут возникать в более отдаленные от травмирующих событий периоды, было введено понятие «посттравматический невроз». В этом случае симптом навязчивых воспоминаний не является обязательным и может быть даже совсем отсутствовать. Но сама психоаналитическая парадигма в подходе к стрессовым состояниям остается вместе с самим понятием невроза.
В 1980 г. Американской психиатрической ассоциацией было введено понятие нового синдрома в официальный классификатор психических отклонений. Он получил название «ПТСП-синдром»: синдром посттравматических стрессовых нарушений.
Своим названием, а также диапазоном указанных симптомов он объединил традиции исследования стрессовых состояний – физиологическую (с ее понятием стресса) и психологическую (что оперировала понятием психической травмы), а префикс «пост» показывал, что упомянутый синдром развивается со временем (такое определение несет в себе возможность психопрофилактики, которая должна проводиться в течение действия травмирующих обстоятельств или непосредственно после их действия для предотвращения развития ПТСП-синдрома в будущем); а включение синдрома в психиатрическое классификатора соединило усилия медиков и психологов в диагностике и лечении постстрессовых состояний.
Как следует из самого названия синдрома, он развивается только через некоторое время после катастрофы, человек пережил. К тому же, по международным данным, только у одного процента лиц, оказавшихся на месте аварии, развивается настоящий ПТСП-синдром. Но большинство участников катастрофы переживают так называемый травматический стресс. Как и все виды стрессов (по Г. Селье), он является адаптивной реакцией на травмирующие обстоятельства (то есть «нормальной» реакцией на «ненормальные» события) и развивается в три этапа. Если первые два этапа мобилизуют людские резервы на преодоление экстремальных обстоятельствах, то последний, третий, разрушительно, и именно он получил название «ПТСП». Очень часто этот синдром дает название самому профессиональные работы психологов с писляаварийнимн состояниями пострадавших. Название «ПТСП» распространяется и на состояния людей во время аварии.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜