В качестве критериев определения психологической готовности к деятельности В.Ф. Жукова предлагает считать уровень развития мотивационно, саморегуляционного, эмоционального и оценочного компонентов. При этом под саморегуляционным компонентом понимается как саморегуляция поведения, так и мобилизация, активация сил.
По определению Е.В. Матвеевой, активационный компонент психологической готовности – это отражение активности психических процессов субъекта; эмоциональный компонент психологической готовности – это чувства или настроение субъекта, связанное с его позицией, общением с другими, он физиологически обусловлен и имеет физиологические характеристики. Мотивационный компонент – это механизм соотнесения субъектом внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление и способы осуществления деятельности. Регуляторный компонент – это управление, налаживание и оптимизация процесса выполнения конкретной деятельности.
Гурьянова Т.А. указывает: если психологическая готовность определяется как многоуровневое, психологическое, системное образование, она должна отражать степень соответствия психологических характеристик личности требованиям, вытекающим из сущности деятельности и условий ее выполнения.
Автор обращает внимание на то, что выделяемые в различных исследованиях компоненты психологической готовности отражают как аспекты образа мира, так и образа жизни человека, и рассматривает психологическую готовность как некий набор важных человеческих качеств. Но при этом не отмечается важность изменения образа жизни человека при появлении в нем нового вида деятельности. То есть, по мнению Т.А.Гурьяновой, психологическая готовность должна подразумевать и готовность к изменению образа жизни.
В.И. Моросанова, исходя из структурно-функционального подхода, предлагает учитывать и дополнительные компоненты, такие, как ориентировочно-мобилизационный, познавательно-оценивающий, операционально-деятельностный. Но, в отличие от базовых критериев психологической готовности, относящихся к любому виду деятельности, дополнительные критерии имеют значение в более узком поле психологической готовности, в частности — учебной и профессиональной.
Таким образом, среди отечественных теоретических исследований психологической готовности существует единая точка зрения на формирование состояния и его базовые компоненты. При этом дополнительные компоненты психологической готовности рассматриваются по-разному как для различных научных школ, так и для различных видов деятельности человека.
Взаимозависимости и взаимосвязи между компонентами обеспечивают целостное состояние психологической готовности, взаимно влияют друг на друга и на общую сформированность состояния.
Можно сделать следующие выводы:
психологическая готовность – это психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов индивида для выполнения конкретной задачи;
психологическая готовность включает в себя длительную и ситуативную готовность, при этом ситуативная готовность формируется на базе длительной;
длительная психологическая готовность имеет устойчивый характер;
структура психологической готовности многокомпонентна, базовыми компонентами являются: активационный, эмоциональный, мотивационный, регуляторный.
активационный компонент определяется как отражение активности психических процессов субъекта; эмоциональный компонент определяется как чувства субъекта, связанные с его позицией, имеет физиологическую обусловленность; мотивационный компонент определяется как механизм соотнесения субъектом внешних и внутренних факторов поведения для осуществления деятельности; регуляторный компонент определяется как управление и оптимизация процесса выполнения деятельности субъектом.
компоненты психологической готовности взаимосвязаны, влияют друг на друга и общую сформированность состояния.
Психологическая готовность старшекласниц к осознанному материнству
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.