С другой стороны, согласны с мнением Б. Ананьева, который утверждал, что «в процессе обучения, воспитания, накопления опыта поведения строится все более затруднена система операционных механизмов способов организации психических процессов, которые сказываются на росте способностей человека» [1, с. 191]. То есть, на каждой стадии коммуникативного процесса действуют соответствующие механизмы системы действий, которые необходимы для качественного выполнения определенной деятельности, входящих в состав тактической составляющей коммуникативных способностей и представляют собой способы действий в реализации общения.
В общем виде структура коммуникативных способностей должна состоять из взаимодействия стратегического и тактического блока, и иметь следующий вид:
1. Стратегический блок. Задачей стратегического блока является использование имеющихся коммуникативных умений и навыков для анализа, оценки, планирования, контроля и обеспечения коммуникативной деятельности в процессе достижения основных целей коммуникации, происходит через решение промежуточных задач.
Оценочно-интерпретационные стадия. На этой стадии с помощью перцептивных механизмов происходит восприятие информации от партнера по коммуникации, интерпретация информации и поступков, формирование обобщений о ней как личность, прогнозирования изменений его поведения и др.
Контрольно-регулятивная стадия. На этой стадии с помощью регулятивных механизмов (анализа, прогноза и планирования, контроля деятельности) происходит организация, контроль и корректировка собственного поведения и поступков.
Информационно-процессуальная стадия. На этой стадии с помощью операционных механизмов (вербальной и невербальной коммуникации) происходит формирование и передача информационных сообщений [12].
2. Тактический блок является инструментом реализации задач стратегического блока и делится на перцептивные механизмы коммуникации, регулятивные механизмы коммуникации и операционные механизмы коммуникации:
перцептивные механизмы коммуникации состоят из механизмов идентификации, эмпатии, эгоцентризма, рефлексии, стереотипизации, каузальной атрибуции и эффектов социальной перцепции;
регулятивные механизмы коммуникации состоят из механизмов анализа, прогноза и планирования (прогнозирования, планирования и рационализация), а также контроля деятельности (самоконтроль, самоанализ и самокоррекция)
операционные механизмы коммуникации делятся на вербальную и невербальную коммуникацию. В состав вербальной входят внутреннее и внешнее вещание. Внешнее вещание делится на устное и письменное. Устная речь, в свою очередь, на монологическое и диалогическое, а письменное на непосредственное и отсроченное. В состав невербальной входят кинестетика, паралингвистика, экстралингвистика, проксемика и визуальное общение.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. В научной литературе существуют различные подходы к структуре коммуникативных способностей, отличаются в зависимости от трактовки учеными данного понятия и от видения ими базового элемента в составе данной структуры.
2. Рассматривая коммуникативные способности как обеспечивающие эффективность коммуникативной деятельности личности, то есть имеют определенную цель, цели коммуникации и соответствующие механизмы их достижения, считаем, что структура коммуникативных способностей должна быть представлена стратегическим и тактическим блоками, которые во взаимодействии описывают процесс коммуникации.
Психофизиологическое обеспечение коммуникативной деятельности
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.