В развитии детей Д.Б. Эльконин видел необходимость выделения стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого обосновывается, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». [35]
Д.Б. Эльконин видел в ребенке целостную личность, который активно познает окружающий его мир: мир предметов и мир людей. Существуют, получается, две системы отношений: «ребенок вещь» и «ребенок-взрослый». Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно-выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого. [35; 169]
Взрослый человек для ребенка является не столько индивидом, сколько представителем определенного общества, имеющего ролевые установки, социальные мотивы поведения, стереотипы действий, в том числе и паттерны воспитания. Получается что, взрослый человек — это своего рода некий общественный взрослый. Деятельность детей внутри системы «ребенок общественный предмет» или «ребенок — общественный взрослый» предопределяет единый процесс, который развивает его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем «ребенок — предмет» и «ребенок — взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на передний план, занимающая доминирующееположение.
Получается, ведущие деятельности, которые сменяют друг друга и определяют чередование преимущественно системы «ребенок предмет» и «ребенок — взрослый». [35]
Среди ведущих деятельностей, оказывающих наиболее сильное влияние на развитие детей, Д.Б. Эльконин выделяет 2 группы.
Первая группа представлена деятельностями, которые ориентируют детей на нормы отношений между людьми. Это как непосредственно-эмоциональное общение младенца, так и ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение у подростка. Они принципиально различаются друг от дружки как по содержанию, так и по глубине, однако они представляют собой уже деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок — общественный взрослый», или же еще шире, «индивид — индивид». [36]
Вторая группа представлены ведущими деятельностями, благодаря им познаются общественные навыки взаимодействия с предметами, а также разные эталоны: деятельность детей предметно-манипулятивная раннего возраста, учебная деятельность младших школьников и учебно-профессиональная деятельность старшеклассников. Маленькие дети овладевают предметными действиями со стаканом или ложкой, дети старшего возраста — грамматикой и математикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то, и другое — освоение элементов человеческой культуры. Второго типа деятельности ориентированы на систему отношений либо «индивид—вещь», либо «ребенок — общественный предмет». [22; 370]
В первого типа деятельностях преимущественно созревает мотивационно-потребностная сфера, во второго типа деятельностях развиваются операционно-технические способности детей, то формируется есть интеллектуально-познавательная сфера. Данные типы деятельностей создают единый процесс развития личности ребенка, но на каждом из возрастных этапов преимущественное развитие получает только одна из них. Дети поочередно осваивают системы отношений как «индивид — индивид», так и «индивид — вещь», в следствие чего происходит последовательное чередование сфер, которые наиболее интенсивно развиваются.
Д.Б. Эльконин в свою очередь формулирует закон периодичности, заключающийся в том, что к каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он освоил по системе отношений «индивид — индивид», и тем, что он освоил по системе отношений «индивид — предмет». И в те моменты, когда данное расхождение принимает наибольшую величину, и называется кризисами, после них идет развитие именно той стороны, которая отставала в предшествующий возрастной период. Но любая из сторон подготавливает развитие другой стороны». [35; 79]
Любой возраст состоит из взаимосвязанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач и мотивов, а также норм деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором периоде происходит усвоение навыков действий с предметами и развитие операционально-технических способностей. Переход от одной ступени развития к последующей происходит в результате возникновения несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они развились.
эпоха. Период младенчества (до 1 года) — здесь превалирует ведущая деятельность, такое как непосредственно-эмоциональное общение. И в раннем детстве — это преимущественно предметно-манипулятивная деятельность.
эпоха. Период дошкольного возраста — ведущей является ролевая игра. И младший школьный возраст — здесь выдвигается учебная деятельность.
эпоха. Период отрочества — выступает на передний план интимноличностное общение. А также старший школьный возраст — главное значение придается учебно-профессиональной деятельности. [35; 71]
Периодизация развития Д.Б. Эльконина широко реализуется в практике.
Психическое развитие у дошкольников
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.