Положив в основу возрастной периодизации становление духовной жизни личности, Шпрингер делит юность на две фазы. Для 14-17-летних главная проблема – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; у 17-21-летних на первый план выступает «кризис оторванности», чувство одиночества и т.д. Шпрингер подробно описывает исторические условия и социальное положение юношества, его нравственное развитие, формирование правосознания, политическую активность, выбор профессии, становление мировоззрения.
Проблема становления самоотношения в юношеском возрасте обусловлена влиянием самоотношения не только на стабильные связи человека с социальной средой, понимание того, кем является человек и какое место занимает в обществе, но и на формирование внутренней, индивидуальной среды развития личности, осознание себя как индивидуальности. Именно в период юношества система самоотношения претерпевает существенные изменения.
В более раннем возрасте формирование самоотношения воплощалось в ближайшем социальном окружении. Огромное влияние на формирование самоотношения оказывали родственники, учителя, сверстники. Со вступлением в юношеский возраст решающее значение приобретает готовность молодого человека или девушки самостоятельно созидать и сохранять позитивное самоотношение.
Юность – это такой период, когда молодой человек продолжает рефлексировать свои отношения с семьей и искать свое место среди близких ему людей. Он проходит через обособление, и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве [18].
И это уже не проявления подросткового кризиса, а сознательное отстранение от родных, которые стремятся по-прежнему опекать. И только правильная позиция родителей в данные период взросления помогает сохранить и не разрушить доверие юношей к своим близким. Для того, чтобы пройти это путь как можно более безболезненно, дойти до осознания того, что любая независимость относительна и не является панацеей, для того чтобы научиться ценить родственные связи и опыт старшего поколения, молодому человеку в юности предстоит пройти длинный путь полный проб и ошибок. Однако без его прохождения, без получения этого поистине бесценного опыта невозможно полноценное становление молодого человека как личности, невозможен переход на следующую ступень развития.
В юношеском возрасте молодой человек становится легкоранимым, открытым для восприятия различного отношения к нему со стороны окружающих людей. Лишь к концу юношеского возраста завершается процесс овладения защитными механизмами, которые не только позволяют молодому человеку внешне защитить себя от сторонних нападок, но и дают ему внутреннюю уверенность в себе.
Способность к рефлексии помогает предугадывать варианты поведения другого человека и готовить ответные действия, помогающие достойно отразить нападки. В юношеском возрасте свое развитие получает механизм идентификации – обособления. Именно в юности обостряются способности к сочувствию к состоянию других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои [18].
Процесс идентификации самого себя среди других людей активизирует сферу чувствования человека, делая его при этом богаче и одновременно с тем ранимее. Именно в юности, наиболее остро проявляется потребность к обособлению, стремлению оставить закрытым свой внутренний мир даже от близких людей, для того, чтобы сохранить свою индивидуальность, доказать самому себе свою способность к самостоятельности. Благодаря такому обособлению молодой человек получает возможность «сохранить лицо» даже в трудных ситуациях связанных с эмоциональной стороной общения.
Существует глубокая взаимосвязь проблемы становления самоотношения в юношеском возрасте с выстраиванием индивидуальной среды развития, с поиском и наполнением ее личностными смыслами. На первый план, чаще всего выходит успешность в профессионально-учебной деятельности. Профессиональное самоопределение – одна из важнейших проблем юности. От правильного определения своих склонностей и способностей зависит внутреннее состояние уверенности в завтрашнем дне и комфортного существования во всех сферах жизни. Именно в этот период времени молодой человек задумывается о том, каким образом он будет использовать свои способности для успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Кроме того, не менее важной задачей взросления в юности становится развитие интимно-близких отношений (поиск спутника жизни), расширение социальных контактов (чувство сотрудничества, дружбы, включенность в социальный контекст), особая роль принадлежит психической эволюции (изменению подвергается внутренний мир и самосознание) [6].
В юности происходит расширение диапазона понятий добра и зла до предельных границ. Молодой человек испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого [18].
Для юношеского возраста характерна полярность в проявлении эмоций и суждений о категориях добра и зла. От ненависти до любви, от отчаяния к радости действительно один шаг. Именно в период юности человек выбирает к чему ему стремиться: к нравственному цинизму, либо к духовному росту и развитию, построению своей жизни на основе принятых в обществе моральных норм, правил и ценностей. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентации и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность [18].
Процесс созидания своей личности, начавшийся еще в подростковом возрасте, в юности набирает обороты. Молодые люди продолжают путь совершенствования значимых для себя качеств. У одних – это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности [21].
Верный выбор внутренней позиции – это очень не простой путь. Юноше необходимо проанализировать основные общечеловеческие ценности, свои собственные склонности и ценностные ориентации, определить наиболее значимые для себя. Как бы ни хотел человек в этот период найти свое место в стремительно меняющемся мире, как бы ему не казалось, что он к этому совершенно готов, отсутствие жизненного опыта встает на пути преградой для достижения проставленной цели.
Перед молодым человеком, вступающим во взрослую жизнь, встает необходимость выбора и решения различного рода проблем, среди которых наиболее важными являются самоопределение, выбор профессионального пути и дальнейшего пути развития себя как личности [21].
Именно эти проблемы требуют от юноши принятия особенных решений, под влиянием которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды на жизнь, формируются новые мотивы поведения.
Психическая ригидность и удовлетворенность жизнью лиц юношеского возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.