Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Психическая ригидность и удовлетворенность жизнью лиц юношеского возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Положив в основу возрастной периодизации становление духовной жизни личности, Шпрингер делит юность на две фазы. Для 14-17-летних главная проблема – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; у 17-21-летних на первый план выступает «кризис оторванности», чувство одиночества и т.д. Шпрингер подробно описывает исторические условия и социальное положение юношества, его нравственное развитие, формирование правосознания, политическую активность, выбор профессии, становление мировоззрения.
Проблема становления самоотношения в юношеском возрасте обусловлена влиянием самоотношения не только на стабильные связи человека с социальной средой, понимание того, кем является человек и какое место занимает в обществе, но и на формирование внутренней, индивидуальной среды развития личности, осознание себя как индивидуальности. Именно в период юношества система самоотношения претерпевает существенные изменения.
В более раннем возрасте формирование самоотношения воплощалось в ближайшем социальном окружении. Огромное влияние на формирование самоотношения оказывали родственники, учителя, сверстники. Со вступлением в юношеский возраст решающее значение приобретает готовность молодого человека или девушки самостоятельно созидать и сохранять позитивное самоотношение.
Юность – это такой период, когда молодой человек продолжает рефлексировать свои отношения с семьей и искать свое место среди близких ему людей. Он проходит через обособление, и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве [18].
И это уже не проявления подросткового кризиса, а сознательное отстранение от родных, которые стремятся по-прежнему опекать. И только правильная позиция родителей в данные период взросления помогает сохранить и не разрушить доверие юношей к своим близким. Для того, чтобы пройти это путь как можно более безболезненно, дойти до осознания того, что любая независимость относительна и не является панацеей, для того чтобы научиться ценить родственные связи и опыт старшего поколения, молодому человеку в юности предстоит пройти длинный путь полный проб и ошибок. Однако без его прохождения, без получения этого поистине бесценного опыта невозможно полноценное становление молодого человека как личности, невозможен переход на следующую ступень развития.
В юношеском возрасте молодой человек становится легкоранимым, открытым для восприятия различного отношения к нему со стороны окружающих людей. Лишь к концу юношеского возраста завершается процесс овладения защитными механизмами, которые не только позволяют молодому человеку внешне защитить себя от сторонних нападок, но и дают ему внутреннюю уверенность в себе.
Способность к рефлексии помогает предугадывать варианты поведения другого человека и готовить ответные действия, помогающие достойно отразить нападки. В юношеском возрасте свое развитие получает механизм идентификации – обособления. Именно в юности обостряются способности к сочувствию к состоянию других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои [18].
Процесс идентификации самого себя среди других людей активизирует сферу чувствования человека, делая его при этом богаче и одновременно с тем ранимее. Именно в юности, наиболее остро проявляется потребность к обособлению, стремлению оставить закрытым свой внутренний мир даже от близких людей, для того, чтобы сохранить свою индивидуальность, доказать самому себе свою способность к самостоятельности. Благодаря такому обособлению молодой человек получает возможность «сохранить лицо» даже в трудных ситуациях связанных с эмоциональной стороной общения.
Существует глубокая взаимосвязь проблемы становления самоотношения в юношеском возрасте с выстраиванием индивидуальной среды развития, с поиском и наполнением ее личностными смыслами. На первый план, чаще всего выходит успешность в профессионально-учебной деятельности. Профессиональное самоопределение – одна из важнейших проблем юности. От правильного определения своих склонностей и способностей зависит внутреннее состояние уверенности в завтрашнем дне и комфортного существования во всех сферах жизни. Именно в этот период времени молодой человек задумывается о том, каким образом он будет использовать свои способности для успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Кроме того, не менее важной задачей взросления в юности становится развитие интимно-близких отношений (поиск спутника жизни), расширение социальных контактов (чувство сотрудничества, дружбы, включенность в социальный контекст), особая роль принадлежит психической эволюции (изменению подвергается внутренний мир и самосознание) [6].
В юности происходит расширение диапазона понятий добра и зла до предельных границ. Молодой человек испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого [18].
Для юношеского возраста характерна полярность в проявлении эмоций и суждений о категориях добра и зла. От ненависти до любви, от отчаяния к радости действительно один шаг. Именно в период юности человек выбирает к чему ему стремиться: к нравственному цинизму, либо к духовному росту и развитию, построению своей жизни на основе принятых в обществе моральных норм, правил и ценностей. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентации и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность [18].
Процесс созидания своей личности, начавшийся еще в подростковом возрасте, в юности набирает обороты. Молодые люди продолжают путь совершенствования значимых для себя качеств. У одних – это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности [21].
Верный выбор внутренней позиции – это очень не простой путь. Юноше необходимо проанализировать основные общечеловеческие ценности, свои собственные склонности и ценностные ориентации, определить наиболее значимые для себя. Как бы ни хотел человек в этот период найти свое место в стремительно меняющемся мире, как бы ему не казалось, что он к этому совершенно готов, отсутствие жизненного опыта встает на пути преградой для достижения проставленной цели.
Перед молодым человеком, вступающим во взрослую жизнь, встает необходимость выбора и решения различного рода проблем, среди которых наиболее важными являются самоопределение, выбор профессионального пути и дальнейшего пути развития себя как личности [21].
Именно эти проблемы требуют от юноши принятия особенных решений, под влиянием которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды на жизнь, формируются новые мотивы поведения.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.