Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Психическая ригидность и профессиональное самоопределение лиц юношеского возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В отечественной психологии теоретические взгляды на структуру профессионального самоопределения, как правило, развиваются в двух направлениях. Первое подразумевает выделение и описание структурных компонентов профессионального самоопределения с точки зрение различных подходов. А второе описывает его структуру в аспекте возрастного развития человека.
В. А. Бодров рассматривая профессиональное самоопределение в аспекте жизненного пути человека, выделяет следующие его стадии:
1) от 19-21 до 24-27 лет — стадия профессиональной адаптации;
2) от 21-27 до 45-50 стадия развития профессиональных и личностных качеств специалиста;
3) от 45-50 до 60-65 — стадия реализации профессионального потенциала;
4) от 60-66 лет и до завершения жизни — стадия спада профессиональной активности [9, c. 302].
Также Е. М. Борисова в профессиональном самоопределении выделяет несколько стадий:
1. выбор профессии;
2. профессиональное обучение;
3. овладение профессиональным мастерством;
4. самореализация в профессиональной деятельности;
5. творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям [12, c. 17].
Автор отмечает, что данные стадии могут совпадать по временному промежутку, могут проходить в другой последовательности. Они зависят не от опыта и стажа, а от содержания профессии, личности человека, его задатков, мотивов, способностей, внешних факторов.
А. В. Толстых предлагает другую модель структуры профессионального самоопределения. Автор считает, что первичный выбор профессии приходится на младший школьный возраст, у ребенка формируются представления о мире профессии. В старшем школьном возрасте возникают и формируются профессиональные намерения, дети находятся на первой ступени ориентировки в различных сферах труда. В юношеском возрасте происходит непосредственно освоение выбранной профессии после получения школьного образования. На этапе профессиональной адаптации формируется индивидуальный стиль деятельности. Завершающим этапом является процесс самореализации человека в труде, здесь ожидания о профессии оправдываются или напротив, нет [39, c. 78].
По мнению В. В. Чебышевой профессиональное самоопределение длится на протяжении шести этапов, которые проходят со строгой последовательностью:
1. понимание значения и необходимости профессионального самоопределения;
2. овладение знаниями в избираемой области;
3. самоанализ и самооценка;
4. практическая проверка соответствия личных особенностей требованиям профессии;
5. работа над формированием у себя необходимых качеств.
Различные авторы имеют свои взгляды на структуру профессионального самоопределения.
Н. Н. Никитина выделяет следующие компоненты профессионального самоопределения:
1) мотивационно-ценностный (система профессионально-ценностных ориентаций личности, профессиональная «Я-концепция»);
2) целевой (система профессионально ценных жизненных смыслов, целей, планов и перспектив);
3) информационный (система знаний, обеспечивающих возможность альтернативного выбора жизненных и профессиональных целей и ценностей);
4) конструктивный (владение технологиями планирования, программирования, принятия решений);
5) рефлексивный (наличие развитого профессионального самосознания).
Л. Н. Старикова выделяет такие компоненты феномена, как:
1. Устойчивый интерес к определенному профессиональному направлению;
2. Личностные и социальные запросы обучающихся;
3. Самосознание (осознание правильности выбранного профессионального направления);
4. Сложившаяся система ценностных ориентаций;
5. Моделирование собственного профессионального будущего [37, c. 45].
Е. М. Борисова, включает в структуру профессионального самоопределения такие составляющие как, профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свойства темперамента, межличностные отношения. Автор считает, что именно эти элементы структуры профессионального самоопределения, взаимодействуя между собой, образуют иерархические структуры [12, c. 14].
А. А. Азбель и А. Г. Грецов считают, что важным компонентом структуры профессионального самоопределения является представление о себе как, о носителе какой-либо профессии. Оно формируется задолго до выбора профессии, продолжается по мере обучения и освоения профессии. Данный процесс авторы обозначают как профессиональная идентичность. Ими выделены четыре статуса профессиональной идентичности, на которых может находиться человек по мере профессионального самоопределения:
1. Неопределенный статус. У человека нет представлений о карьере, он не ставит перед собой задачу самореализоваться в этом аспекте;
2. Навязанный статус. Человек имеет представления о своем будущем, но это не результат его личного выбора, они навязаны ему;
3. Мораторий. Человек осознает, что нужно выбрать профессии, решает эту проблему в данный момент;
4. Сформированный статус. Человек определился в профессии в результате собственных размышлений [2, c. 167].
Таким образом, изучив теоретические аспекты профессионального самоопределения, мы можем сделать вывод, что данный феномен – это поиск смыслов в профессиональной деятельности, в которой личность может максимально реализовывать свои способности за счет динамики отношения к себе как к профессионалу, приводящий его к осознанию акта профессионального выбора и занятию осознанной профессиональной позиции. Структура профессионального самоопределения включает в себя множество компонентов, можно выделить 3 ключевых компонента: профессиональные интересы и склонности (то, чего хочет человек, сюда можно включить устойчивый интерес к какому-либо профессиональному направлению, профессиональную идентичность, ценностные ориентации, профессиональную мотивацию), индивидуальные возможности человека (то, что человек может: особенности здоровья, темперамент, характер, способности), спрос рынка труда (какие профессии, необходимы на данном этапе развития общества).

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.