Тем временем в 60 годы прошлого столетия на основе положений Б.М.Теплова отечественные исследователи выделили целый ряд педагогических способностей. В исследованиях Н.В.Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности [13, с. 54]. Другими словами, она рассматривает педагогические способности как особую чувствительность педагога:
К себе и детям как субъектам взаимодействия;
К «педагогическому маршруту», (целям, задачам, программам, результату и т.д.) по которому нужно вести ребенка от незнания к знанию;
К тому, как построить предстоящее занятие, встречу во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату;
К способам установления с детьми развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия;
К продуктивным – непродуктивным способам организации взаимодействия детей с объектами деятельности и познания; способам обучения воспитанников самоорганизации; способам организации собственного взаимодействия с детьми; способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.
По мнению Н.В.Кузьминой развитие педагогических способностей осуществляется под влиянием биологического и социального факторов. В качестве биологического фактора развития способностей выступают задатки.
А.Г.Маклаков опираясь на теорию Б.М. Теплова называет задатки врожденными устойчивыми психофизиологическими особенностями человека, оказывающими влияние на развитие способностей [14, с.49]. Например, абсолютный слух может считаться задатком музыкальных способностей.
Для задатков характерно, что
Они многозначны, то есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности;
Задатки, развиваясь, приобретают новые качества;
Таким образом, можно сделать вывод, что и у лидерских способностей есть «база» — определенные лидерские качества, задатки, способствующие развитию лидерских способностей.
Так способность человека быть лидером по мнению Е.Жарикова и Е.Крушельницкого в большинстве своем зависит от выраженности коммуникативных и организаторских качеств [8, с. 318]. Они отмечают характерологические черты личности, свойственные настоящему лидеру:
Волевой, имеет способность преодолевать преграды на пути к цели;
Настойчив, способен на оправданный риск;
Терпелив, готов длительно и качественно выполнять монотонную работу;
Инициативен и предпочитает работать без мелочного контроля; независим;
Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями;
Отлично адаптируется в новой обстановке;
Самокритичен, грамотно оценивает не только успешность ситуации, но и возникшие неудачи;
Требователен не только к себе, но и к другим, способен требовать отчет за порученную работу;
Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;
На этого человека можно положиться, он надежен и всегда отвечает за свои слова;
Отличается выносливостью, а именно, может работать даже в условиях перегрузок;
Восприимчив к всему новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными способами;
Устойчив к стрессу, не утрачивает силу воли и работоспособность в экстремальных ситуациях;
Оптимист, относится к трудностям как к неминуемым и разрешимым помехам;
Решителен, способен без помощи других и вовремя принимать решения в критических ситуациях, способен брать ответственность на себя;
Стиль поведения изменчив, в зависимости от условий.
О.П. Корякина утверждает, что «способность к лидерству – это дар» и характеризует этот «дар», как мощную природную силу, используя которую человек способен влиять на других людей ход событий. «Менять существующий порядок вещей, нести прогресс. Это люди, которые в экстремальных ситуациях не впадают в оцепенение, а напротив, мыслят и действуют быстрее и находят выход» [11, с.54].
Разноплановость раскрытия понятия лидерство объясняется тем, что оно может рассматриваться с разных точек зрения: как результат общения, как процесс организации группы и так далее. При определении понятия лидерства в психологии делается акцент обычно на одном или нескольких аспектах данной проблемы, учитывая при этом и другие аспекты. Однако общим в их характеристиках является влияние лидера на другого человека, группу.
Лидером принимается и считается тот, кто осознает, развивает и эффективно применяет в жизни свойственные ему лидерские способности. Таким образом, способность к лидерству – это грамотная реализация врожденных способностей человека.
Теоретический анализ имеющихся исследований по проблемам лидерства позволяет утверждать, что не существует единой классификации лидерских способностей. Но на его основании мы предлагаем рассмотреть классификацию способностей лидера делением их на две группы: общие и специфические.
Под общими способностями понимаются те способности человека, которые обеспечивают успешное овладение различными видами деятельности. В то время как специальные способности – это те, что обеспечивают успех лишь в каком – либо одном, конкретном виде деятельности.
Далее мы предлагаем рассмотреть общие и специфические лидерские способности по А.И. Корниковой, который характеризовал лидера, как, прежде всего, «организатора» [10, с.76].
Общие организаторские способности, встречающиеся так же и у людей не являющимися успешными организаторами:
Способность применения знаний и личного опыта в любой ситуации;
Умение доводить дело до конца;
Общительность в виде умения, готовность идти на контакт с людьми;
Проявление инициативы, поиск новых идей и подходов к решению проблем;
Самообладание – управление собственными эмоциями, чувствами и поведением в соответствии с ситуацией;
Высокая работоспособность;
Наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, отмечать и систематизировать важные детали;
Умение подчиняться режиму работы и грамотно планировать свою деятельность.
Проявление лидерских качеств в среднем подростковом возрасте
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.