Эти значительные события в общественной жизни человека имели не менее значительные последствия. В новых условиях жизнедеятельности возросла роль мужского труда, который стал более значимым по сравнению с женским домашним. В связи с этим происходит падение роли матриархального рода, на смену которому приходит патриархальный, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Также необходимо отметить такой важный факт, что родовая община постепенно преобразуется в отдельные патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже отличались от интересов рода.
С происхождением семьи происходит и постепенное разложение родовой общины, наступает время неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Вследствие роста производительности труда появляется прибавочный продукт, который повлек за собой появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.
Однако причины зарождения государства не следует видеть только в материальном производстве, они также обуславливаются воспроизводством самого человека. Сюда можно отнести запрещение инцеста, что в свою очередь не только способствовало выживанию и укреплению рода, но и оказало сильнейшее воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Искоренить инцест было куда более сложной задачей, чем просто выявить его разрушающее влияние на здоровье будущего потомства. Для его пресечения были необходимы серьезные меры. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.
Родовая организация общества постепенно преобразовывалась в государство, сохраняя при этом определенную историческую преемственность и проходя переходные стадии. Одной из таких догосударственных форм являлась военная демократия. Она характеризуется такими особенностями, как постепенное наделение силой таких предгосударственных структур, как военачальник и его дружина. Появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, в связи с тем, что традиционная родовая организация самоуправления уже не могла разрешать возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
Формирование государства представляет собой сложный длительный процесс, который у каждого народа шел своими путями. Сегодня существует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания). Такой путь характеризуется устойчивыми, социально-экономическими отношениями и структурами родового строя. Сюда можно отнести земельная общину и коллективную собственность. Управление общественной собственностью являлось одной из важнейших функций родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более отделялись от интересов остальных членов общества.
Отличительной особенностью восточного пути возникновения государства является то, что родоплеменная знать, которая занимала общественные должности, постепенно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже плавно преобразовывалась в государственную. Частной собственности в данном случае не придавалось важного значения.
На восточный вариант зарождения государства большое влияние оказали и географические условия, и необходимость производства масштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Относительно вопросов зарождения государства на территории Западной и Восточной Европы в научной литературе представлены две основные точки зрения. Сторонники первого подхода считают, что в данном регионе в процессе распада первобытных отношений формировалось феодальное государство (это касается прежде всего к Германии и России). Представители второго подхода утверждают, что после распада родового строя приходит предшествующий феодализму сложный и длительный период, в результате которого знать обособляется в отдельную группу и приобретает определенные привилегии, такие как владение землями. Что касается крестьян, они сохраняют и свободу, и собственность на землю. Этот период называется профеодализмом, а государство – профеодальным.
Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.
Происхождение государства и права в различных теориях
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.