Процесс принятия решений состоит из целого ряда стадий и операций, решения которых зависят от ситуации и культуры в организации, стиля руководителя, его квалификации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления. [2, с. 9]
Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий.
Выявление ограничений и определение альтернатив
Постановка проблемы
Принятие решений
Контроль за исполнением решений
Реализация решений
Выявление ограничений и определение альтернатив
Постановка проблемы
Принятие решений
Контроль за исполнением решений
Реализация решений
Рисунок 1 – Составные элементы процесса принятия управленческих решений
1. Постановка проблемы. Задачей менеджера на данном этапе является анализ проблемной ситуации, изучение положения и постановка целей для формирования рационального решения. Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.
Обнаружение проблемы – это осознание возникших отклонений от первоначальных задач. Выявление существующей проблемы включает в себя личный обзор, анализ информации, мнения других менеджеров и т.д.
Оценка проблемы определяется при ее обнаружении, тогда же анализируются и ее масштабы. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и степени ее серьезности.
2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Внешняя среда может быть причиной проблемы, на которую менеджер не в силах повлиять. Это уменьшает возможности принять оптимальное решение, поэтому при определении источника необходимо найти возможные альтернативы, то есть целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.
3. Принятие решения. На данном этапе вырабатываются альтернативные решения с наиболее благоприятными последствиями и делается их оценка.
4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, то есть ценность решения состоит в том, что оно осуществимо.
5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля производится корректировка, позволяющая реализовать решение полностью. Таким образом, устанавливается обратная связь между управляющим и управляемой системой. [4, с. 150]
Все методы принятия стратегических решений можно объединить в три группы.