Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Прогнозирование роста преступности в современной России

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Введение

Для российского общества, переживающего острый социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив — стало одной из актуальных задач в области как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики и одним из важнейших условий выживания, восстановления и развития.

Ныне перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом; уточнить соотношение объективных процессов, с одной стороны, человеческого воздействия на них — с другой. От этого зависит и концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями.

Время позволяет ответить на многие вопросы, опираясь на достижения науки, и вселяет определенный оптимизм во взгляды на будущее. Однако все более очевидным становится осознание все новых и новых ограничений, что, в свою очередь, также является достижением науки и свидетельствует о сложных противоречиях.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания криминологов, социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально- политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие граждан. Общий рост преступности, отмечаемый в России (в частности, в г. Магадане в 1998г. уровень преступности возрос на 24%), представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности, приводит не только к усилению ощущения незащищенности людей, их жизни, прав и свобод, но и к криминализации общественных отношений, что находит отражение в широком спектре всех сторон жизни общества от обыденной речи до внешнеэкономических связей.

Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое «заражение» наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) — тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентации у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждение своеволия, права сильного и жестокого. Это означает, что объяснение природы преступности стало сегодня насущной задачей, поскольку без изучения причин этого негативного социального явления становится невозможным комплексное предупреждение преступности, причем не силами одной правоохранительной системы и с помощью закона, но и приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми располагает общество.

Преступность как явление всегда интересовала не только специалистов различных направлений, но и всех людей. Человечество жило и живет в страхе перед преступностью и столько, сколько оно существует, искало и ищет методы борьбы с ней. Раздумья о том, что же это за феномен, что толкает людей на совершение преступлений, можно найти в трудах многих ученых: юристов, социологов, психологов, представителей естественнонаучных дисциплин, Каждый ученый видел проблему преступности и преступников соответственно своей специальности и создавал свою теорию о ней, ее причинах.

Глава 1. Понятие социального прогноза. Виды прогнозов

Понятие социального прогноза

Прогнозирование — это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях — теоретическом, психолого-интуитивном, практическом — исследование проблем близкого и далекого будущего, пытаются проникнуть в незнаемое.

Прогнозирование лишь в том и только в том случае плодотворно, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

Широко используемое в политических целях прогнозирование зачастую носит предвзятый оценочный характер; истина здесь приносится в жертву провозглашаемым политическим воззрениям и концепциям. Тем самым в значительной мере дискредитируется и сама возможность успешного научного прогноза.

Следует учитывать также, что для успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроить логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.

Рассмотрение проблемы начнем с основных понятий курса: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», принципы «социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике» и др.

Прогностика — наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии. Прогнозирование — это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными областями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.

Не менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в категориально-понятийном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимально возможной объективности, достоверности и точности. Практическое назначение прогнозирования — подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

* в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);

* как действительно может протекать развитие;

* каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ пред-прогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обла^1 дающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т. д.).

Например, при разработке прогноза деятельности социальных служб на уровне местного самоуправления по обеспечению адресной социальной защиты населения в качестве основных гипотез могут выступать:

а) экстенсивное развитие социальной инфраструктуры и соответствующее увеличение штатных социальных работников, имеющих данную профессиональную подготовку. Это наиболее вероятный путь обеспечения адресной социальной защиты населения;

б) создание необходимых условий для самообеспечения тех нуждающихся в социальной защите, которые имеют необходимый творческий и физический потенциал. Это может способствовать изменению динамики перехода данной категории граждан из нуждающихся на уровень социальной достаточности.

Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование («социальный» от лат. «общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями») — прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Зарубежный опыт (в частности, США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место (53 %) среди других областей исследования.

По временным параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5—10 лет — 52%; на 5 — 25 лет — 64%; на 10—25 и более лет— 26%.

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, прогнозы бывают:

· краткосрочные (с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года);

· среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

· долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

· дальнесрочные (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования предполагает:

* проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта;

* описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);

* выявление проблем: решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Прогнозное исследование может опираться на целый ряд методов. Так, например, в прогнозном исследовании проблем образования для того, чтобы выявить тенденции, используются различные методы: математического моделирования, метод Дельфи, метод «наивной экстраполяции» и т.д.

Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Стратегия образования учитывает различные сценарии развития общества в целом.

Поэтому при прогнозном исследовании образования в основу берется принцип вариативности, многокритериальности оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления. В данном случае особую значимость имеет общественная экспертиза.

Сущность этих исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть:

* социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система образования в будущем;

* изменяющуюся роль и место человеческой личности в общественном прогрессе;

* динамику развития образовательных запросов населения, престижность соответствующих профессий и специальностей;

* содержательные и организационно-структурные изменения в образовании, их динамику и т. д.

Исследование межнациональных конфликтов может быть осуществлено также с помощью целого ряда методов прогнозирования: широкое использование аналитических методов и ЭВМ, применение имитационного проигрывания моделей, глубокая ретроспекция и предпрогнозный фон, использование сценариев для вероятного представления прогнозной информации.

При проведении любого прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

Основные задачи, логика анализа ситуации и разработки прогнозов в социальных процессах в регионах состоят в следующем:

* способствовать оптимальному функционированию государственных структур;

* выработать прогнозное обеспечение управленческих решений в области социальной защиты населения;

* упреждать возникновение неблагоприятных событий и процессов;

* исследовать в развитии социальные последствия перехода к оынку семей разного типа (молодой, многодетной, полной, неполной, беженцев, военнослужащих, престарелых), способствовать развитию позитивных изменений;

* разработать сценарии и модели развития таких семей и рекомендации правительству России и администрациям субъектов федерации по их социальной защите и поддержке;

* провести прогнозные исследования социально-демографического состава молодежи, социальных проблем подростков, социально-экономического положения работающей молодежи, межнациональных отношений в молодежной среде и выработать практические рекомендации по социальной защите молодежи;

* исследовать социальные последствия приватизации (в регионах Москвы, в ряде других городов России), разработать на этой основе прогноеы и рекомендации.

Неотъемлемой составной частью прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:

* создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;

* определение методов, объектов исследования;

* разработка методики прогнозирования;

* определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования.

Каждое прогнозное исследование имеет свои специфические характерные особенности.

К характерным особенностям могут относиться: наличие большого массива фактографического материала; формы представления исходной информации; использование набора сценариев перед прогнозированием; четкое наглядное представление прогнозной информации; широкое применение моделирования и возможности использования исходной модели при оценках в управленческой деятельности.

Методы прогнозирования

Прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов.

В отечественном опыте идет процесс и накопления теоретичес-. ких разработок, и создания специальных структур, исследующих тенденции в социальных процессах в условиях реформирования общества.

При классификации методов прогнозирования выделяются j основные их признаки, позволяющие их «упорядочивать», структурировать по: а) степени формализации; б) принципу действия; в) способу получения информации.

Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, экспоненциальное сглаживание, вероятностное моделирование, анкетирование, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, метод интервью, написания сценариев и т.д.

Наиболее распространены методы экстраполяции и экспертизы. В них в качестве основы, главным образом, выступают временные и параметрические ряды ретроспективного развития объекта прогнозирования. Выполнение прогноза осуществляют сами члены группы разработки. Часто используются и другие методы: многоуровневая морфология, многотуровая экспертиза, матричные методы. Они базируются на использовании вычислительной техники, разработке специальных алгоритмов и программ, требующих значительных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработчиков прогнозов.

В чем сущность и особенности методов «экстраполяция» и «экспертная оценка»?

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. В социальной сфере анализ состояния образования в одном регионе, выявленные тенденции могут «накладываться» на другой регион. В математике и статистике динамический ряд данных продолжается по определенным формулам. Экстраполяция широко применяется при анализе, прогнозе, по существу, всех социальных процессов. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за отдельными ее представителями, а о перспективах культуры — по тенденциям в прошлом. Статистическая экстраполяция — проекция роста населения по данным прошлого — это один из важнейших методов современного научно-технического и социального прогнозирования.

Экстраполяционный метод основан на исследовании объекта прогнозирования (социальная инфраструктура, демографические процессы, состояние образования в историческом плане), на ретроспективном анализе количественных временных рядов или тенденций. Отличается многообразием — насчитывает не менее пяти различных вариантов.

При экспертной оценке (т. е. оценке высококвалифицированными специалистами) состояния либо отдельной сферы общества (духовной, социальной, политической), либо ее составляющего элемента (образования, медицины, культуры), либо ее компонентов (студенческая экономика, социальная защита пенсионеров, инвалидов) учитывается ряд обязательных положений, методических требований.

Прежде всего — оценка исходной ситуации:

* факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

* направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

* особенности, специфика развития наиболее важных составных «частей» (отрасли, структуры, службы);

* наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций, служб, которые осуществляют эту деятельность. Применительно к проблемам социальной работы это могут быть в зависимости от участка социальной работы:

государственные службы;

общественные фонды и организации;

самодеятельные организации;

благотворительность, спонсорство, частные инициативы.

Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их Развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. В настоящее время их деятельность актуализируется, поскольку нестабильность в обществе, а также и в социальной сфере порождает необходимость в научном анализе для определения выхода из кризисной ситуации. Экспертные организации создаются при государственных учреждениях и службах, а также на общественных началах, в коммерческих структурах, в учебных центрах.

В зависимости от уровня профессионализма и возможности охватить экспертным анализом различные по объему работы организаций и различается и содержание деятельности, и характер итоговых результатов экспертизы.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

в каждом отдельном случае проведения экспертной оценки определяется круг экспертов (с возможным конкурсом среди них);

выявляются проблемы;

намечается план и время действий;

разрабатываются критерии для экспертных оценок;

обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (это может быть аналитическая записка, материалы для изучения, «круглый стол», конференция, выступления экспертов, публикации).

При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе. Для этого необходимо: обеспечить согласованность результатов решения различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями; определить главные направления деятельности отрасли, региона, организации в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного и т. д.); выбрать стратегию действия, проанализировать и сопоставить результаты других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и выявить возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода; учесть реальные экономические возможности и на этой основе найти варианты использования результатов прогнозирования.

Глава 2. Прогнозирование роста преступности в современной России

Теории преступности

Социологическому направлению дала начало уголовно- социологическая школа, которая использовала в качестве идейной основы социологию О. Конта Видными представителями данной школы являются Ф. Лист (Германия), Э. Ферри (Италия), И. Фойннцкнй, С. Позднышев (Россия). Эти ученые выдвинули идею социальной обусловленности преступного поведения, не отрицая, впрочем, в той или иной мере также значение биологических факторов.

На ранних этапах социологическому изучению преступности было присуще стремление охватить как можно большее число факторов, обусловливающих преступления (теория множественности факторов). От одного исследования к другому число этих факторов увеличивалось, удавалось найти все новые и новые обстоятельства, способствующие преступной активности. Для упомянутой теории факторов характерно рассмотрение причин преступности вне какой- либо концепции, позволяющей выделить наиболее существенные из них.

Социологические концепции преступного поведения появляются несколько позже. Часть из них основывается собственно на социологии (теории социальной дезорганизации, стратификации), а часть на социальной психологии (теории дифференцированной связи, стигматизации).11 Теория социальной дезорганизации.

Теория социальной дезорганизации дает объяснение преступности на социальном уровне, ставит в зависимость психологию преступника от процессов функционирования общества в целом. Ее основоположником является французский социолог Э. Дюркгейм (1888- 1917), идеи которого были успешно развиты и дополнены американцем Р. Мертоном.

Дюркгейм утверждал, что индивид испытывает влияние «социальных фактов», к которым, в частности, относятся внешние по отношению к нему образы мыслей, действий и чувствований. При этом он исходил из того, что коллективные наклонности не сводятся к наклонностям индивидов, представляют собой нечто иное, чем сумма взглядов отдельных людей. Так, по его мнению, общественная мораль всегда строже и бескомпромисснее, чем индивидуальная Мораль общества диктует конкретным людям правила поведения.

Давая объяснение отклоняющемуся от социальных норм поведению, Дюркгейм уделил наибольшее внимание самоубийствам и убийствам. При этом он использовал две научные категории: социальную сплоченность и аномию.

В успешно функционирующем обществе, по мнению Дюркгейма, всегда велика сплоченность, выраженная в том, что большинство солидарно в идеалах, представлениях о должном и порицаемом. Периодически при нарушении общественного равновесия, которое может происходить как вследствие экономического бедствия, так и при резком возрастании благосостояния страны, сплоченность между людьми ослабевает, общество дезорганизуется.

Социальная дезорганизация, в частности, выражается в явлении аномии. Этот термин, заимствованный из теологического лексикона, буквально переводится как «безнорматнвность». Аномия понимается Дюркгеймом как социальный факт, как такое состояние общества, при котором существенно ослабевает сдерживающее действие морали, и общество в течение какого- то времени неспособно оказывать ограничивающее воздействие на человека. Общее состояние дезорганизации, или аномии усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент., когда это нужнее всего. Таким образом, Дюркгейм обнаруживает нормативный по своему характеру феномен — «аномию», являющийся, по его мнению, основной причиной преступности.

Согласно убеждению этого социолога само существование преступности является нормальным при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа. (8, 205)

Явление аномии рассматривается последователями Дюркгейма в двух аспектах: 1) как характеристика общества и 2) как характеристика отдельного человека Мертон дополняет учение Дюркгейма тезисом о том, что причиной аномии может служить противоречие между целями, которые пропагандирует общество, и одобряемыми средствами их достижений. «Пропаганде общепринятых в американском обществе целям личного успеха и благосостояния противостоит ограниченность доступа к социально одобренным каналам обретения этого успеха, а именно к образованию, профессии, богатству и статусу. Тем самым для низших слоев общества остается практически только один выход- нарушение правовых норм». (16, 317) Положение о целях и средствах их достижения считается центральным тезисом Мертона, которым он обогатил теорию социальной дезорганизации.

Данная теория остается одной из наиболее продуктивных в криминологии. Однако на сегодняшний день не до конца осмыслены рассуждения Дюркгейма, в которых он рассматривает преступность как некую функцию общества, неотъемлемую его часть, развевая иллюзию о возможности ее ликвидации, устранения всех причин, ее порождающих.

Теория дифференцированной связи, по видимому, корнями уходит в концепцию подражания, созданную французским ученым Г. Тардом (1843- 1904). В своей работе «Законы подражания», в отличие от антропологического подхода Ч. Ломброзо, Тард объяснял преступное поведение действием психологических механизмов обучения и подражания.

Собственно теория дифференцированной связи была сформулирована американцем Э. Сатерлендом в книге «Принципы криминологии» (1939). Теория Сатерленда направлена на объяснение индивидуального систематического преступного поведения. Касаясь преступности в целом, Сатерленд опирается на теорию социальной дезорганизации. Именно социальная дезорганизация, возникающая в результате социальных процессов мобильности, конкуренции и конфликта, по его мнению, является главной причиной преступности. Она порождает конфликт культур, который ведет к «дифференцированной связи». (17, 292)

Согласно этой теории преступное поведение возникает в результате связи отдельных людей или групп с моделями преступного поведения. Чем дольше длится эта связь, тем больше вероятность того, что индивид станет преступником. Сатерленд и его последователи отрицают биологическое наследование преступных наклонностей. Они полагают, что преступному поведению учатся в процессе общения главным образом в группах. Многое зависит от частоты, продолжительности, очередности и интенсивности контактов. Обучение преступному поведению ничем не отличается от любого иного обучения.

Теория дифференцированной связи высоко оценивается в мировой и особенно американской криминологии. Вместе с тем эта теория не лишена определенных недостатков. Нельзя признать, будто все механизмы приобщения человека к совершению преступлений исчерпываются тем, что описано в «Принципах криминологии». Не всегда преступление совершается под влиянием общения в группе. Основываясь на положениях о дифференцированной связи, не объяснить, почему, например, некоторые люди, выросшие среди преступников, никогда не совершают преступлений и, наоборот, отчего иногда преступник выходит из законопослушного, благонравного окружения. Теория дифференцированной связи игнорирует индивидуальные особенности личности, а также присущую человеку избирательность поведения.

После Дюркгейма и Сатерленда социологическое направление не пополнилось столь глубокими теоретическими построениями. Среди новых концептуальных схем, проливающих дополнительный свет на преступное поведение можно отметить следующие: стратификация и конфликт культур; интеракционизм; стигматизация.

Концепция стратификации и конфликта культур появилась под влиянием углубляющихся представлений о структуре современного общества. Как известно, общество складывается из множества социальных групп, образующихся на различной основе (национальной, идейной, профессиональной, возрастной, половой и.т.д.). Между этими группами (стратами) существуют противоречия, возникают конфликты, которые становятся источником недовольства, а в ряде случаев и толчком к нарушению закона. Частым случаем является конфликт культур, особенно заметный на примере мигрантов, испытывающих трудности адаптации к условиям жизни, сложившимся у коренного/ населения. В США, например, доля недавних мигрантов среди преступников значительно превышает их долю среди населения в целом. (30, 93)

Видным представителем теории конфликта культур является Т. Селлин. Рациональные методы концепции стратификации и конфликта культур оценены российской криминологией еще не в полной мере. Они были бы полезны для познания природы участившихся в последнее время преступлений на межнациональной почве, а также преступлений, вытекающих из противоречий между различными слоями предпринимателей.

Интеракционизм (учение о взаимодействии) позволяет сделать шаг вперед после простого перечисления причин преступности. Эта концепция, автором которой является чикагский профессор Д. Г. Мид, рассматривает общественную жизнь как серию социальных ситуаций и типичных реакций на них людей (интеракций), выстраивает причины преступности в определенную схему. Ядро концепции представляет постулат о том, что преступное поведение- результат взаимодействия личности и среды.

Следует отметить, что российская криминология в известной мере обогатилась интеракционистскими суждениями, прежде всего в части объяснения механизма совершения конкретного преступления, которое выводится из столкновения человека, обладающего негативными наклонностями, с неблагоприятной жизненной ситуацией.

Теория стигматизации. «Стигматизация» (клеймение)- термин, обозначающий психологические и социальные последствия объявления человека преступником. В результате осуждения человека, особенно в тех случаях, когда ему назначено наказание в виде лишения свободы, человеку как бы присваивается позорящее его клеймо лица, опасного для общества Клеймение сказывается в отрицательном, недоверчивом отношении окружающих к ранее судимому, а также во внутреннем усвоении человеком роли преступника Особое значение придается психологической переориентации личности, ощутившей отчуждение от массы законопослушных граждан и сближение с образом жизни других преступников. преступность социальный прогноз исследование

На развитие теории стигматизации значительное влияние оказала гипотеза Т. Селлина о том, что в поисках отличий преступников от не преступников обычно исследуются различия между осужденными и не осужденными. В действительности же среди «несудимой части общества» преступников также немало, и среди не осужденных различия между преступниками и не преступниками несущественны.

Эту гипотезу в значительной мере подтвердил Э. Сатерленд, который открыл и исследовал феномен «беловоротничковой» преступности. Э. Сатерленд проанализировал факты хищений, злоупотреблений служебным положением, коррупции, хозяйственных и экономических преступлений, совершаемых представителями высших слоев общества Результаты его анализа ошеломили современников. Преступления, совершаемые «сливками общества», многократно превосходят по своей общественной опасности и по размеру материального ущерба традиционную преступность. Парадоксальным результатом его исследований было следующее: несмотря на то, что степень общественной опасности преступлений представителей низших слоев общества ниже, вся мощь карательной машины обрушивается именно на них Криминальные представители респектабельного общества, как правило, остаются безнаказанными. (17,322)

Таким образом, из исследования Сатерленда логически вытекал вывод о том, что те, кто попал в поле зрения судебной системы и находится в тюрьмах, — это лишь незначительная часть реального криминального мира, это наименее ловкие и наиболее обездоленные из преступников.

Э. Сатерленд пришел к выводу, что большинство лиц, содержащихся в тюрьмах, не являются преступниками в полном смысле этого слова, однако соответствующее криминальное клеймо, поставленное на них судебной системой, инициирует процесс их отчуждения от обществом.

Главный практический вывод Сатерленда заключается в необходимости ограничения применения карательных мер, поскольку они неэффективны, несправедливы и путем стигматизации обрекают человека на преступную карьеру.

Теория стигмы оказала значительное влияние на практику противостояния преступности. Она привлекла внимание к проблеме карательных мер, продемонстрировав их существенные недостатки: избирательную направленность; нередкая нейтрализация положительного эффекта общего предупреждения отрицательным эффектом массовой стигматизации.

Теория стигмы пользуется популярностью в западных странах, ее влияние на практику весьма существенно. Эта теория позволяет радикально изменить угол зрения на феномен преступности и меры воздействия на нее. Во многом общество еще не готово к ее реализации на практике, в этом смысле ее можно считать теорией, устремленной в будущее.

На сегодняшний день социологические концепции причин преступности пользуются наибольшей популярностью. В западных странах причины преступного поведения ставятся в прямую зависимость от недостатков общественного устройства, экономических, социальных, культурных проблем. Эта тенденция особенно усилилась после второй мировой войны. Так называемая критическая криминология связывает преступность с нищетой, безработицей, фактическим неравенством отдельных групп населения.

В отечественной криминологии долгое время под партийным нажимом центральное место занимали рассуждения о классовой природе преступности. Следует отметить, что западными специалистами обычно признается заслуга марксистского подхода в том, что он связал представления о преступности с экономическими условиями и классовой борьбой. Но это положение в советской криминологии приобрело самодовлеющее значение. И лишь во второй половине 70 — 80-х годов наметились первые попытки отхода от традиционной схемы сведения причин преступности к «родимым пятнам» капитализма. В последние годы феномен преступности объясняется российскими учеными крупномасштабными социальными противоречиями, сформировавшимися внутри самого общества.

Рост преступности в современной России

Причины преступности необходимо прежде всего искать в экономических отношениях, в их противоречиях, несбалансированности хозяйственного механизма, пороках и недостатках экономического планирования, а также в системе распределительных отношений.

Как и все явления, экономические отношения имеют разный уровень. Однако в данных отношениях определяющим для преступности является высший их уровень, так как именно он с неизбежностью оказывает влияние на всю экономическую систему и на другие сферы жизнедеятельности, привода, подчас, общество к тяжелым кризисным ситуациям.

В отечественной криминологии (как в общественных науках в целом) длительное время господствовала позиция, согласно которой экономические отношения социализма намного совершеннее этих отношений в предшествующих ему формациях, и потому экономический базис социализма не порождает преступность. Однако, хотя жесткие рамки идеологии и вынуждали придерживаться общепринятых схем, ученые — криминологи постоянно наталкивались именно на то, что экономические отношения и есть то первичное, что рождает преступность в целом. Анализируя данную проблему применительно к экономическим отношениям предшествующих социализму социально — политических систем, можно было видеть немало общего. Если даже встать строго на почву марксизма — ленинизма, то ведь именно Маркс показал первичность экономических отношений, определяющих все другие виды отношений в обществе — положительные и отрицательные. Конечно, сегодня научная мысль ушла от апологетического повторения истин, однако данную истину никто еще не опроверг.

Экономические отношения многообразны. Очевиден и объективный во многом их характер. Так, рыночные отношения имеют свои закономерности, командно-административная экономика — другие.

В рыночных отношениях изначально заложена преступность. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции, а значит — на подавлении конкурентов, на запрограммированной избыточности рабочей силы, то есть безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Экономически (прежде всего с точки зрения производства товаров и услуг) рыночная экономика доказала свою жизнеспособность, хотя для этого потребовалось не одно столетие, однако многие ее негативные последствия, в частности, высокая преступность, в том числе в благополучных экономических странах — есть реальность. Существовавшая в» нашем обществе командно — административная экономическая система, вопреки прежним суждениям о ней, тоже рождала преступность, и будет порождать ее там, где подобная система будет существовать. В ней, в определенных ее сторонах, тоже заложена преступность. Возьмем, например, жесткое планирование и распределение сверху. Они, будучи основой этой системы, как правило, не состыковались друг с другом, (что проявлялось, например, в самостоятельном функционировании Госплана и Госснаба). План нередко представлял собой желаемое, а состояние ресурсов- действительное. В жизни получалось, что под 100% плана могло быть выделено в лучшем случае 70 — 80% фондируемых материалов. Остальное нужно было доставать, что и рождало должностные злоупотребления, взяточничество, приписки к плану и отчетности и другие преступления. И если рыночные отношения неотрывны от открыто провозглашаемого лозунга: «Обогащайтесь!», то при командно — административной системе это было скрыто от глаз. Кроме того, немало видов преступной при прежней системе деятельности, например спекуляция, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и ряд других, в рыночной системе таковыми не являются.

Ясно одно: ни обожествлять, ни идеализировать ни одну экономическую систему не допустимо. Любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность.

«Спускаясь вниз», экономические отношения затрагивают практически каждого человека. Например, рыночные отношения — это не только рынок товаров и услуг, но и рынок рабочей силы. А рынок рабочей силы — это и безработица и если при командно-административной системе безработица была скрытой, что проявлялось в неполной занятости людей на рабочем месте, а отсюда в низкой, ниже прожиточного уровня заработной плате, в наличии людей без определенного места жительства и занятий и, то рыночные отношения — это безработица открытая, официальная. А безработица — резерв преступности. Это доказано всей историей развития человечества, а также подтверждается результатами конкретного социологического исследования (экспертный опрос работников правоохранительных органов), проведенного в г. Магадане. Так, 63,3% опрошенных отметили явление безработицы как одну из экономических причин, обусловливающих рост преступности в городе.

Спад производства, нехватка продовольствия и товаров влекут за собой ухудшение материального уровня жизни людей. В свою очередь, бедность — это наиболее близкая к конкретным людям причина преступности, понимаемая и осознаваемая ими, а иногда создающая атмосферу морального оправдания тех, кто их совершает. Как свидетельствуют результаты опроса, низкий уровень жизни населения является главной экономической причиной преступности в г. Магадане. Ее отметили 72,7% респондентов.

Но падение уровня жизни одних в этих же условиях создает базу для обогащения других. Как известно, чрезмерная дифференциация населения по фактическому уровню доходов рождает так называемые относительные потребности, возникающие при сравнении людьми своего материального положения с положением окружающих, и становится непосредственно продуцирующим преступность фактором (что отметили 36,7% опрошенных), когда обеспечение высокого уровня доходов населения происходит путем нарушения законов, в том числе уголовно — правовых запретов и полной безнаказанности виновных.

Имущественное неравенство обусловливает и другое противоречие — между материальными потребностями и легальными средствами их удовлетворения Реальное положение вещей в экономической сфере характеризуется тем, что уровень доходности преступной экономической деятельности превышает уровень доходности легальной, а это определенно толкает людей к совершению преступлений, на что указали 50% опрошенных.

Существует еще один отрицательный фактор, характеризующий современную экономическую ситуацию — инфляция, обесценивание денег, которая по мнению трети экспертов также выступает одной из экономических причин преступности.

Следует отметить, что 63,6% экспертов высказали мнение, что организаторами наиболее крупных преступлений могут выступать представители благополучных в экономическом, материальном отношении слоев населения. Это свидетельствует о том, что между экономическими отношениями и преступностью, например, между бедственным материальным благосостоянием человека и его поведением не существует однозначной связи. Экономические отношения определяют преступность, но не предопределяют ее в конкретных случаях, потому что все, что происходит в жизни, проходит через сознание человека, а он, хотя и зависит от общих закономерностей, не является их игрушкой. Не случайно западные криминологи и социологи занимались и занимаются преступностью «белых воротничков» — тех, кто стоит на высших ступенях общественной лестницы. Именно потому, что они, во-первых, обладают наибольшими возможностями для различных манипуляций с денежными и иными средствами, а, во- вторых, распоряжаются, управляют ими, приумножая свое богатство. Причем психологически, а, вероятно, и вследствие вписанности в систему привыкают к этому потоку жизни и перестают преступное считать преступным.

В целом, результаты социологического исследования подтверждают гипотезу о том, что общие негативные процессы в экономической сфере периода реформ — рост безработицы, снижение реально начисляемой заработной платы, появление внушительного слоя населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, инфляция, в значительной мере обусловливают преступность. Для города Магадана экономические причины преступности являются первичными, так как большинство преступлений, зарегистрированных в 1998 году приходится на имущественные правонарушения.

По мнению значительного количества экспертов (68,2%) общая криминогенная обстановка в Магадане может усложниться введением в городе свободной экономической зоны.

Признание того, что во многом преступность обусловливается негативными явлениями, процессами в экономической сфере актуализирует роль и значение общего предупреждения преступности, охватывающего крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в сфере экономики. Это — развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление финансовой системы, снижение инфляции и другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.

Заключение

Таким образом, преступность — негативное социальное явление, порождаемое противоречиями, проблемами и конфликтными ситуациями в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества, отрицательные явления и процессы периода реформирования российского общества — спад производства, рост безработицы, бедность, социально — экономическая дифференциация населения, политическая нестабильность, несовершенство законодательства, рост национальных противоречий, вынужденная миграция, падение нравственности населения активно продуцируют преступность, стимулируют рост уровня криминализации общества;

Специфика переходного периода такова, что 8 различных сферах социальной жизни более заметны кризисы, диспропорции, другие отрицательные явления детерминирующие преступность, нежели факторы, изначально противостоящие ей;

Город Магадан характеризуется повышенным уровнем преступности, частично, что объясняется спецификой региона: территориальной отдаленностью юрода от центральных регионов страны, традиционными отраслями промышленности, в ближайшие годы в связи с предполагаемым углублением кризисных общественных явлений сохранится тенденция к росту преступности в Магадане. На уровень преступности негативно влияет введение свободной экономической зоны.

Признание того что преступность как негативное социальное явление прясло угрожает национальной безопасности, требует целенаправленной государственной политики в области общего предупреждения преступности, имеющие долговременный характер виды социальной практики; на региональном уровне целесообразна разработка комплексной программы, направленной па устранение криминогенных факторов.

Список использованной литературы

1. Воеводин А.Б. Преступность, терроризм и экономика в России II Литературная Россия. -1994. — 21 окт. С. 5-6.

2. Гернет М.Н. Избранные произведения. М.: Юридическая литература, 1974. — С. 639.

3. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., Юридическая литература, 1965. — С. 227.

4. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория// Социологические исследования. — 1991. — №4. — С. 72-78.

5. Гришаев П.И. Влияние социальных исследований на преступность. — М.: ВЮЗИ, 1984.- С. 431.

6. Демидов Ю.А. Преступность и экономика//Независимая газета.- 31 дек. — С. 12-13.

7. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика Поведение. Ответственность.- 2-е изд. — М., 1989. — С. 350.

8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда- М.: Канон, 1996. — С. 430.

9. Зернов Д. И. Критический очерк анатомических оснований криминологической теории Ломброзо. — М., 1961. — С. 352.

10. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально- политический журнал, 1995г. — №2. — С. 47-57.

11. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность.- М.: Российское право, 1992. — С. 431.

12. Карпец И.И. Проблемы преступности. М.: Юридическая литература, 1969. — С. 167.

13. Карпец И.И. Экономические отношения и преступность // Юридическая газета — 1992. — №45. -С. 9-10

14. Клочков В., Пристанская О. Структурные связи преступности.// Юридическая газета-1995. -№36. — С.3-4.

15. Криминология / Под ред. Кудрявцева В.Н., ЭминоваВ.Е.- М.: Юрист, 1995. — С. 512.42

16. Криминология / Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Миньковского Г.М. — М.: МГУ, 1994. — С. 413.

17. Криминология / Под ред. Долговой А.И.- М.: Инфра-М: Норма, 1997. — С. 779.

18. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968. — С. 430.

19. Кудрявцев В.Н., Бородин С.В., Нерсесянц B.C. Социальные отклонения.- 2-е изд.- М.: Юридическая литература., 1989. — С. 320.

20. Кудрявцев В.Н., Назимирчук В.П. Современная социология права. М.: Юрист, 1995,-С.297.

21. КузнецоваН.Ф. Преступление и преступность. М.: МГУ, 1969. — С. 230.

22. Ломброзо Ч. Преступление. М.: Спарк, 1994. — С. 187.

23. Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты. // Социологические исследования. -1994. — №8/9 — С. 89-101.

24. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М.: Наука, 1991. — С. 382.

25. Лунеев В.В. Преступность в XXI веке: Методология прогноза // Социологические исследования.-1996. -Ж?. — С. 9:?-106.

26. Фокс В. Введение в криминологию. М: Наука, 1980. — С. 203.

27. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1991. — С. 460.

28. Шабалин В.А. Политика и преступность. // Государство и право. -1994. — №4. — С. 9-10.

29. Якимович А. Культура и преступление: О чем говорят и о чем стараются не говорить в конце XX в. II Иностранная литература. -1995. -№1. — С. 245-250.

30. Яковлев А. М. Преступность и социальная психология: Социально- психологические закономерности противоправного поведения. — М.: Юридическая литература, 1971. — С. 248.

31. Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М.: Наука, 1985. — С. 247.

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.