Таким образом, причины преступлений коррупционной направленности обладают комплексным характером, представляя собой феномены экономической, организационной и психологической природы, к тому же большая часть из них существует не одно столетие и превратились в часть традиционного образа жизни в России.
2. Анализ профилактики и противодействия коррупции в органах государственной власти в РФ
2.1. Основы профилактики и противодействия коррупции в органах государственной власти в РФ
На данный момент Российская Федерация является одной из наиболее коррумпированных стран мира. Так, в рейтинге стран мира по уровню восприятия коррупции, ежегодно составляемом организацией Transparency International, в 2018 году Россия заняла 138-е место из 180, набрав 28 баллов из 100 (индекс 0 подразумевает максимальную коррумпированность, 100 – полное отсутствие коррупции). Коррупция в современной России стала системным фактором, негативно влияющим на функционирование всего государства, начиная с аппарата управления и заканчивая рядовыми гражданами. Она является угрозой для национальной безопасности России, в связи с чем предпринимаются меры по профилактике и противодействию коррупции.
Противодействие коррупции – основной метод воздействия на незаконную деятельность органов власти.
Основы борьбы с коррупцией закреплены законодательно. Ключевым нормативным правовым актом, устанавливающим главные принципы противодействия коррупции, обеспечивающим правовую и организационную базу для борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий преступлений в сфере коррупции, является Федеральный закон «О противодействии коррупции».
Согласно данному закону, основными принципами противодействия коррупции в России являются:
принцип законности;
принципы обеспечения и защиты базовых прав и свобод граждан;
публичность деятельности государственных органов управления;
использование мер по предупреждению коррупции;
комплексное использование социально-экономических, политических, правовых, организационных, информационно-пропагандистских и иных мер по борьбе с коррупцией;
неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Важность предотвращения, выявления и наказания за преступные деяния коррупционной направленности осознаются на самом верхнем уровне управления государством. Регулярно, раз в два года, Президент Российской Федерации издает Указ, которым утверждает Национальный план противодействия коррупции на ближайшие два года.
Реализация антикоррупционной борьбы осуществляется внешними и внутренними методами. Внутренняя защита предполагает четкое разграничение полномочий органов власти и контроль над исполнителями со стороны руководителей властных структур. Внешний метод предполагает возможность обжалования решения представителя исполнительной власти в судебном порядке, а также свободу слова для СМИ..
В отечественном законодательстве за использование госслужащим своего статуса и положения в целях собственного обогащения, продвижения по карьерной лестнице, и других нарушений – предусмотрено несколько видов ответственности:
— уголовная ответственность (применяется к лицу через судебное разбирательство при наличии доказательств, свидетельских показаний. К соучастникам коррупционных действий также предусмотрен данный вид ответственности. К таким преступлениям относятся: мошенничество с использованием служебного положения – ст. 159 ч.1 УК РФ, отмывание денежных средств – ст. 174 УК РФ и другие);
— административная ответственность (при совершении лицом коррупционного правонарушения, к ним можно отнести: злоупотребление полномочиями в рамках своей должности – ст. 285 ч. 1 КоАП РФ, превышение должностных полномочий – ч. 1 ст. 286 КоАП РФ).
Два таких понятия, как коррупция и взяточничество, следует рассматривать в тесной взаимосвязи. Если коррупция предполагает большой спектр действий незаконного характера, наказуемых с помощью определённых видов ответственности, то взяточничество носит более конкретный характер. Оно включает в себя только 2 противозаконных действия – получение и дачу взятки.
В суде взяточничество в рамках коррупции может рассматриваться как отягчающее обстоятельство, которое может повлиять на судебное решение. Ответственность в случае взяточничества наступает согласно ст. 290 и ст. 291 УК РФ.
В заключение можно сказать, что коррупция имеет множество проявлений, которых иногда даже невозможно отследить. Необходимо понимать, что изменение обостренной ситуации, сложившейся в обществе, будет происходить с трудом и не сразу, поэтому деятельность по противодействию коррупции нуждается в государственной и общественной поддержке.