Исследуя профессиональное становление субъекта, необходимо в первую очередь отметить, что оно является неотъемлемым элементом профессионализации. Согласно позиции В.Д. Шадрикова, профессионализация есть по своей сути достаточно длительный макропроцесс, который является средством формирования представлений и понятий общества о конкретных видах трудовой деятельности и занятий, как профессии [29].
Основополагающими компонентами профессионального становления личности являются индивидуально-психологические и эмоционально-личностные особенности, которые в свою очередь включают: мотивацию и познавательный интерес индивида к осуществлению трудовой деятельности, уровень субъективного самоконтроля, саморегуляции и умения самоанализа продуктов собственно деятельности, умения межличностного взаимодействия в различных ситуациях, эмоциональная устойчивость.
По мнению современных исследователей и педагогов-практиков, профессиональное становление специалиста является длительным процессом, начинающимся с профессиональной ориентации индивида, выбора конкретного вида трудовой деятельности, профессии и завершающийся самореализацией субъекта в рамках выбранной профессии. В.А. Толочек обращает особое внимание на то, что наиболее важным этапом профессионального становления индивида, формирования его компетенций и развития профессиональных способностей является обучение в образовательном учреждении среднего или высшего образования [28].
Рассматривая профессиональное становление субъекта, следует обратить внимание на виды профессиональных компетенций, которые в полной мере отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального и высшего образования. Указанные виды профессиональных компетенций не только определяют и обеспечивают становление индивида как субъекта трудовой деятельности в рамках той или иной профессии, но, в первую очередь, отражают готовность индивида к решению профессиональных задач.
Ю.П. Поварёнков подчеркивает, что содержание обозначенных выше профессиональных компетенций отражает требования ФГОС к структуре, результатам и специфике подготовки работников, является выражением совокупности личностных и профессиональных характеристик индивида, необходимых для осуществления того или иного вида трудовой деятельности [24].
В рамках настоящего исследования необходимо определить различия между понятиями «компетенция» и «компетентность». А.Н. Печников и А.В. Прензов отмечают, что «компетенции есть по своей сути конкретные цели образовательного процесса, в то время как компетентность есть определенный результат, получаемый по завершению обучения – совокупность профессиональных способностей и индивидуально-личностных качеств индивида» [16]. Подводя итог, мы можем утверждать, что профессиональная компетентность является результатом профессионального обучения индивида, процесс реализации полученных компетенций в профессиональной сфере.
А.Н. Печников предлагает следующее определение термину «ключевые компетенции»: это «универсальные способности, умения и навыки, которые позволяют индивиду осуществлять успешную профессиональную деятельность и наиболее эффективным способом достигать поставленных целей, добиваться результатов в рамках личной и трудовой области деятельности в условиях динамизма современного общества» [15].
В рамках настоящего исследования мы будем трактовать термин «ключевые компетенции» следующим образом: ключевые компетенции специалиста – общие и специальные способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления индивидом продуктивной и результативной профессиональной детальности в различных областях.
Особым элементом профессионального становления личности исследователи называют «профессионально важные качества» индивида. По мнению В.А. Толочек, профессионально важные качества являются интегральным психофизиологическим образованием, которое формируется и развивается в процессе осуществления индивидом профессиональной деятельности [26].
В.К. Потемкин подчеркивает, что профессионально важные качества обусловливают возможность индивида осуществлять трудовую деятельность и включают в свой состав не только профессиональные способности, но также психологические и индивидуально-личностные образования иных уровней – мотивацию, ценностные ориентации, знания, умения и навыки человека [19].
Подводя итог проведенному анализу научно-теоретической литературы по теме профессионального становления субъекта, необходимо отметить, что данный феномен имеет многоаспектный и разноплановый характер, что предоставляет возможность исследовать компоненты профессионального становления в русле различных подходов и концепций.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что изучение профессионального становления индивида является актуальным направлением современных практико-ориентированных исследований в связи с интенсивным развитием и расширением профессиональных областей, ростом занятости и высокой конкурентности, а также динамичным изменением требований к личности профессионала и специалиста, определяемых предприятиями и организациями, что, в первую очередь, требует поиска новых подходов и методов обучения и совершенствования системы профессионального образования.
Профессиональные способности и их развитие
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.