Таким образом, можно говорить о том, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком данного процесса, поворотным моментом в жизни является принятие решения о выборе профессии. Это обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Такой решающий момент довольно тесно связан с предыдущими этапами профессионального самоопределения, и прошлым опытом личности.
Ряд исследователей придерживаются преобладающего взгляда на выбор профессии как выбора деятельности. В данном случае предметом исследования являются характеристики человека как субъекта деятельности с одной стороны, природа, виды, содержание деятельности и ее объект — с другой. Профессиональное самоопределение понимается в виде процесса развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии осуществляется правильно в том случае, если психофизиологические данные человека будут соответствовать требованиям конкретной профессии, рабочей деятельности. Однако данный момент часто недооценивается при выборе профессии.
С точки зрения понимания выбора профессии как выбора деятельности довольно широко распространено мнение о том, что основным определяющим фактором грамотного выбора является профессиональный интерес или профессиональная ориентация личности. Безусловно, данный подход более продуктивен, поскольку он подтверждает активность субъекта выбора профессии. Однако профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение индивида к типу работы может иметь различное происхождение, в том числе никак не связанное с деятельностью.
Помимо этого, профессию нельзя свести к конкретному типу работы. Абсолютизация профессионального интереса как основы для выбора профессии также является не вполне правильной. Ряд авторов придерживается мнения о выборе профессии как частного случая социального самоопределения личности. Другими словами, выбор профессии, во-первых, считается социально предписанным, а во-вторых, он определяется социальными характеристиками определенной профессии.
Влияние общества на профессиональное самоопределение его членов, а также положение личности в обществе напрямую зависит от профессиональной деятельности. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одного из наиболее важных событий во всем жизненном определении человека.
Выбор профессии во многом связан с прошлым опытом личности, и процессом профессионального развития, который простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», в конечном счете определяющим течение жизни.
Такой подход требует рассмотрения большого количества факторов, влияющих, в свою очередь, на выбор профессии, позволяет сосредоточиться именно на временном аспекте — на прошлом опыте личности, а также на ее представлениях о будущем. В качестве основных факторов при выборе профессии должны учитываться также планы жизни человека в различных областях, к примеру, в личной жизни.
Более изученным и признанным фактором профессионального самоопределения являются интересы самого субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считают наиболее важным мотивом при выборе профессии, который проявляется раньше, чем все остальные. Интересы при этом имеют определенную динамику развития. В основании структуры интересов лежат когнитивные интересы, развивающиеся в учебной деятельности и характеризующиеся высокой динамикой, частыми изменениями, так как они связаны с активным поиском «Я» личности. На основе когнитивных интересов, субъективные интересы возникают в профессии, а профессиональные интересы формируются в зависимости от типа трудовой деятельности, они характеризуются высоким уровнем стабильности.
Профессиональная идентичность как фактор психологического благополучия +
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.