Решение жизненных, ситуативных, задач и проблем предполагает выполнение действий или мыслительных операций, направленных на оптимизацию достижения цели. Способность к решению таких задач, выбору способа действий, принятия быстрых и адекватных решений является составной частью мышления, которое, в свою очередь, определяется как одна из высших когнитивных функций. С позиций когнитивной психологии процесс решения задач, независимо то уровня их сложности, является наиболее важной и многосторонней функцией интеллекта. Интеллектуальная деятельность, подразумевающая оценку ситуации, анализ возможных решений, выбор наиболее оптимального и совершения соответствующих действий является когнитивным процессом более высокого порядка, требующим согласования и управления элементарными или фундаментальными навыками и умениями, основанными на системе знании и убеждений индивида.
Так, И.С. Морозова выделяет следующие характеристики процесса решения когнитивных задач:
— формирование позитивной эмоциональной окраски деятельности;
— наличие мотивации, обусловленной самой деятельностью;
— формированием радости познания.
Познавательный интерес в процессе развития проходит несколько стадий:
Стадия любопытства, предполагающая возникновение заинтересованности в чем-то, основанном на привлечении внимания или наличии необъяснимых особенностей.
Стадия любознательности. Предполагающая совершение определенных действий для понимания предмета или явления.
Познавательный интерес, выраженный в стремлении добраться до сути самостоятельно.
Теоретический интерес, связанный со склонностью к освоению сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.
Кроме того, современные исследователи подчеркивают важную роль еще одной стадии – осуществления поисковой, аналитической и продуктивной деятельности по достижению поставленной цели и разрешении проблемы. Другими словами, на сегодняшний день жизненная или познавательная задача может иметь не одно, а несколько решений. Таким образом, наиболее результативной будет не репродуктивная деятельность, а творческий подход к познанию, основанный на синтезе знаний, умений, представлений, компетенций и стремления к экспериментированию.
Таким образом, становление способности и выбор способа решения когнитивных задач начинается с возникновения стремления узнать больше о предмете, разгадать загадку, открыть новое для себя. При этом активная роль внутренней системы детерминации поведения, связанной с деятельностью сознания, выявляется не только в избирательном отношении к действительности, к объектам познания и деятельности, к разнообразной информации, но и в целеполагании, в формулировании целей, разработке идеалов, проектов будущего развития, осуществляемого через активную, преобразующую деятельность субъекта.
Подводя итог теоретическим положениям, выявленным в научных исследованиях ведущих отечественных и зарубежных ученых, можно сделать вывод о том, что развитие когнитивных функций и способности к успешному решению познавательных задач зависит не столько от особенностей развития памяти, внимания, воображения, мышления, сколько от управляющих механизмов психики, направляющих данные процессы в нужном направлении. Человек может иметь развитое воображение, но при этом совершенно не ориентироваться в реальных характеристиках и отношениях между предметами. Он может иметь фундаментальные знания и владеть в совершенстве навыками действия в определенной ситуации, при этом не обладая способностью применять данные знания и навыки в изменившихся условиях.
Известно большое число исследований, показывающих, что сознательный и ответственный исполнитель, действующий по алгоритму, абсолютно не имеет внутренней мотивации деятельности и не осознает цели собственных действий. Результаты подобных исследований говорят о том, что во всех приведенных случаях человек «застревает» в определенной стадии развития, не выявляя признаков личностного роста. Между тем, самосовершенствование и умение решительно действовать в различных ситуациях характеризуют успешность современного человека.
Таким образом, к основным факторам успешного решения когнитивных задач можно отнести:
— наличие внутренней мотивации;
— способность к целеполаганию;
— способность подчинять собственные действия, реакции и поведение достижению поставленной цели;
— наличие навыков планирования и проектирования деятельности;
— способность к рефлексии и самооценке.
Как видно из описания процесса, ведущее значение в успешном решении когнитивных задач и совершенствовании познавательных функций, ориентации в окружающем мире и формировании индивидуальных представлений о реальной действительности играет наличие способности к саморегуляции деятельности.
Процессы саморегуляции и их детерминация
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.