Важная характеристика исследуемого канала — это его уровень, под которым понимают любого посредника, помогающего довести товар от товаропроизводителя к конечным потребителям. Протяженность канала товародвижения зависит от количества подобных посредников между ними, то есть количества промежуточных уровней. Примеры каналов распределения различных уровней приведены на Рисунке 2.
Рис. 2. Уровни каналов товародвижения [13, с.141]
Каналы товародвижения нулевого уровня применяют в различных случаях. В первую очередь, когда распределяемая продукция обладает эксклюзивным, штучным характером (шагающий экскаватор, турбина и т.п.). Если производитель продукции известен, потребители могут обращаться к нему напрямую, избегая услуг посредников. В таком случае, посредник может быть востребован, только если он предлагает какую-либо уникальную дополнительную услугу, которую не может либо не хочет оказывать сам производитель (пусконаладочная работа промышленной установки, обучение работников, сервисное сопровождение).
Другой случай использования каналов нулевого уровня – когда товар относят к продукции промышленного значения и его потребление обладает, наоборот, подчеркнуто массовым характером (уголь, руда, лес и т.д.). В таком случае, когда продукцию потребляют тысячами тонн, участие посредников может лишь усложнить взаимоотношения участников и повысить затраты.
С точки зрения организации торговли в данном канале, может быть выделен ряд преимуществ и недостатков с учетом интересов задействованных в нем участников – товаропроизводителя и потребителя, что представлено в Таблице 2.