Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения
1.1 Сущность понятия «культура поведения». Особенности проявления культуры поведения у старших дошкольников
1.2 Средства воспитания у старших дошкольников культуры поведения
Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания у старших дошкольников культуры поведения
2.1 Описание методик исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Культура поведения — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом культуры поведения являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Дошкольное детство — важнейший период в культурном становлении личности. Воспитание культуры поведения происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с культурными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т.д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи.
Актуальность. Ребенок старшего дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, — должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения.
Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.
Культура поведения — характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у старших дошкольников.
Предмет исследования: пути и средства воспитания культуры поведения у старших дошкольников.
Цель исследования: изучить пути и средства воспитания культуры поведения у старших дошкольников.
Задачи исследования:
— изучить проблему воспитания культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе;
— определить сущность понятия «культура поведения», критерии и показать ее проявление у старших дошкольников;
— разработать программу изучения уровня воспитанности культуры поведения у старших дошкольников;
— разработать воспитательные мероприятия по формированию культуры поведения у старших дошкольников.
Теоретической базой послужили труды следующих авторов: Бархатова В.В., Козлова С.А., Курочкина И.Н. Лаврентьева М.В. Петерина С.В. и др.
Глава 1. Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения
1.1 Сущность понятия «культура поведения». Особенности проявления культуры поведения у старших дошкольников
Дошкольный возраст — это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др.
В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Бархатова В.В. дает следующее определение: культура поведения — широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры [1, с. 41].
Харламов И.Ф. рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура [15, с. 401].
И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе [11, с. 147].
Возьмем за основу определение «культура поведения» данное С.В, Петериной. Культура поведения — совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [14, с. 157].
В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты:
— культура деятельности,
— культура общения,
— культурно-гигиенические навыки и привычки.
По С.В. Петериной, формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца [15, с. 158].
Работая с детьми, воспитатели уделяют огромное внимание формированию их поведения на упражнениях, в играх, труде и мало расценивают способности повседневной бытовой деятельности, часто проходя мимо тех педагогических ценностей, которые скрывает в себе ежедневная жизнь дошкольного учреждения.
В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, возникает вероятность тренировать их в хорошем поведении неоднократно, и это содействует выработки привычек.
В старшем дошкольном возрасте создание нравственных свойств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом шаге составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осмысленного стремления порадовать старших неплохими поступками, хотение быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно сформировывать дружественные взаимоотношения, привычку играть и учиться вместе, умение подчиняться потребностям, в собственных поступках следовать образцу хороших людей, позитивным, смелым персонажем узнаваемых художественных произведений.
Старшим дошкольникам прививают простые навыки организации свободного времени в согласовании с распорядком жизни дома и в детском саду рвение быть занятым полезной деятельностью.
Под руководством взрослых, деятельность ребенка обретает целенаправленность, насыщенность, делается принципиальным средством воспитания. Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий — рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо современно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простыми и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке [14, с. 160].
Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой. Книга — одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют [11, с. 41].
К шестому году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.
Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение.
При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.
Но главное — воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и формировании различной деятельности, в расширении её содержания, достижения поставленной цели.
В игреформировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. На занятиях — культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности — трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям [12, с. 31].
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется — добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
Вежливость -она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность — сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность — Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность — эта нравственная черта личности — показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение [1, с. 41].
Общительность — В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.
Культурно-гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Дети старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять [3, с. 41].
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу
Применительно к старшему дошкольному возрасту культуру поведения следует рассматривать, прежде всего, как культуру взаимоотношений — действенное проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договариваться со сверстниками.
1.2 Средства воспитания у старших дошкольников культуры поведения
Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов — упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.
Наследующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения». Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: «Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети», «Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, что бы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения.
На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей [9, с.321].
Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.
Одной из задач воспитания культуры поведения и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы по воспитанию у детей начал самоконтроля заключает в себе:
— развитие у детей осознания нравственной ценности правил, регулирующих поведение, и использование их в своей деятельности;
— формирование у детей умения предвидеть последствия предполагаемого поступка, эмоциональных переживаний за него (чувства удовлетворения, радости, смущения, стыда, недовольства собой, гордости, чувства собственного достоинства);
— формирование у детей осознания личностной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл.
В формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила. Как один из активных приемов в беседах с детьми можно использовать моделирование, т.е. графическое изображение всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Сюжет рассказа о конкретном поступке литературного героя представляется в виде последовательных кадров, каждый из которых обозначается условным знаком-заместителем.
В нравственном воспитании детей педагог использует разные средства: проводит этические беседы, читает художественную литературу с последующим ее обсуждением, организует разнообразную деятельность. И при этом в каждом из них можно обнаружить присутствие оценочных воздействий.
Педагог использует оценку с разными целями: с ее помощью он выражает свое отношение к результатам деятельности ребенка, к его поступкам, отражающим наличие нравственно-волевых качеств, проявление гуманных чувств к сверстникам, подчинение установленным правилам, регулирует детские взаимоотношения. Следующее за оценкой пояснение раскрывает детям смысл и значимость конкретного поступка (так надо поступать не потому, что этого требует он, а потому, что это соответствует нормам отношений между людьми). Такие убеждения приводят к осознанию дошкольниками правильности или недопустимости тех или иных действий, справедливости педагога и служат руководством при самостоятельном определении ими требуемого поступка в складывающихся ситуациях, побуждают к повторению одобряемых педагогом поступков, сдерживают от нежелательных. Следовательно, оценка имеет ориентирующую и стимулирующую роль [13, с. 11].
В период дошкольного детства взрослый (особенно значимый) является для ребенка непререкаемым авторитетом. Дети смотрят на многие поступки сверстников глазами взрослого, и если педагог оценивает тот или иной поступок положительно, то и они воспринимают его как образец для подражания; отрицательная оценка взрослого становится таковой и для них. Более того, если воспитатель, допустим, положительно оценивает рисунок ребенка, но не дает оценки результату рядом сидящего сверстника, то тот зачастую сам обращается к нему: «А у меня так? А у меня правильно? Красиво?», т.е. налицо потребность дошкольника в одобрении педагога.
То же самое можно сказать и об оценке личностных качеств воспитанников педагогом. Если он к тому же, оценивая их поступки, использует такие эпитеты, как «добрый», «внимательный», «ласковый», порой приводя сравнение с полюбившимися литературными героями: «Наша Вера — настоящая Машенька-рукодельница», «Ну ты у нас как Крошечка-хаврошечка, заботливая хозяюшка», «А Дениса по праву можно назвать «Мальчик-Помогай», то дети при этом испытывают добрые чувства (в их памяти оживляются пережитые ранее эмоции, вызванные при восприятии художественного произведения).
Другой важной особенностью оценки является то, что она, адресуясь кому-либо из детей, в преобладающей мере звучит в окружении сверстников, и потому ее воздействие не ограничивается влиянием на оцениваемого ребенка. Ребята проникаются гуманным отношением к этому сверстнику и повторяют подобные поступки, стремясь заслужить похвалу педагога. Причем восприятие оценки детьми любого действия сверстника «разливается», т. е. переносится на личность оцениваемого. Так, если педагог говорит: «Вася, как ты хорошо нарисовал!», то дошкольник начинает считать Васю хорошим, а следовательно, с ним можно играть, дружить и т.д. Вот почему в течение дня очень важно почаще пользоваться положительной оценкой, чтобы оказывать влияние на складывающиеся взаимоотношения между детьми, развивать у них тяготение друг к другу. Следует находить поводы, чтобы дать положительную оценку каждому ребенку. Следовательно, правильно пользуясь оценкой, педагог имеет возможность управлять поведением воспитанников и способствовать развитию у них гуманных чувств и отношений.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.
Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников.
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Этические беседы — это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.
Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.
Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.
Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.
Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.
Если содержание беседы доступно и интересно, то дети задают вопросы, у них возникают яркие эмоции, оценки. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей.
Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое — основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
В старшей группе детского сада целесообразно провести беседы на темы: «Умеем ли мы дружить?», «Учимся помогать товарищам», «О справедливости» и др.
Истинная нравственность развивается в дошкольном возрасте не через самосознание и не через усвоение моральных норм, а через воспитание особого видения другого и отношения к нему.
Таким образом, комплексное использование методов, приемов воспитания, направленных не только и не столько на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим — поможет в истинном воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания у старших дошкольников культуры поведения
2.1 Описание методик исследования
Для диагностики воспитания культуры поведения были использованы методики «Закончи историю», «Сюжетные картинки». Этот блок методик позволил фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у дошкольников.
При проведении диагностики придерживались основных правил обследования ребенка.
1. Ради обследования не стоит отвлекать ребенка, если он чем-то занят, увлечен. Постарайтесь выбрать такой момент, когда он готов пойти с вами на контакт.
2. Самой главной задачей на первом этапе является установление хорошего контакта между взрослым и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечат взаимопонимание. Только от взрослого зависит настроение ребенка во время диагностики. Помогите ему сосредоточиться, дайте возможность увлечься.
3. Место проведения диагностической процедуры должно быть достаточно уединенным, чтобы другие дети или взрослые (например, родители) не мешали вашему общению, не отвлекали ребенка и уж тем более не давали советов по поводу выполнения задания.
4. Следите за состоянием ребенка в ходе обследования: постарайтесь заметить первые признаки усталости, дискомфорта у ребенка и, если не удастся их преодолеть, поблагодарите ребенка за работу и отложите ваше общение на другой день.
5. Не обещайте поощрений и наград за работу, постарайтесь для ребенка сделать приятным само общение с вами.
6. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не оценивайте его, не комментируйте его ответы, не выражайте недоумения, радости или порицания: в данном случае ваша задача — констатировать уровень развития личности ребенка, а не воспитывать его.
Методика «Закончи историю».
Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:
— доброта — злость;
— щедрость — жадность;
— трудолюбие — лень;
— правдивость — лживость.
Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.
Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…
Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов.
1 балл — ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Методика «Сюжетные картинки».
Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что и в предыдущей методике.
Предварительные замечания. Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам.
Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).
Обработка результатов.
1 балл — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
4 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
2.2 Анализ результатов исследования
Был изучен уровень развития культуры поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа) г. Брянска, посещающих ДОУ № 5.
Диагностика культуры поведения проводилась на основе методик «Закончи историю» и «Сюжетные картинки».
На основе применения данных методик был оценен уровень культуры поведения.
Анализ результатов по методике «Закончи историю» свидетельствует, что у большинства детей (50%) сформированность культуры поведения на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.
Примерные ответы детей звучали образом:
Взрослый: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?
Сережа: На.
Взрослый: Как поступил Коля?
Сережа: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Сережа: Потому что дал поиграть, он нежадный.
Оценка: 3 балла, так как Сережа оценил поступок и назвал нравственную норму.
На высоком уровне развития морального сознания находится 5 детей (23%). Эти дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Примерные ответы детей:
Взрослый: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?
Семен: Я сломал.
Взрослый? Почему он так сказал?
Семен: Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал.
Взрослый: Как поступил Петя?
Семен: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Семен: Потому что надо говорить правду.
Оценка: 4 балла, так как Семен назвал норму и мотивировал ее.
На низком уровне развития морального сознания находится 6 человек (27%). Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее — плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. Примерные ответы детей:
Взрослый: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?
Катя: Ладно, помогу.
Взрослый: Как поступила Оля?
Катя: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Катя: Не знаю.
Оценка: 2 балла, так как Катя оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственная норма не сформулирована.
Таблица 1. Результаты диагностики по методике «Закончи историю»
Уровень |
Кол-во детей |
% |
|
Очень низкий |
— |
— |
|
Низкий |
6 |
27 |
|
Средний |
11 |
50 |
|
Высокий |
5 |
23 |
|
Итого |
22 |
100 |
Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость).
На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находится 4 человека (18%). Эти дети не только правильно разложили картинки, но и обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например, Даниил берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.
Даниил: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает (При этом лицо у него серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что не доволен поступком мальчика. После этого Даниил переводит взгляд на другую картинку, заулыбался).
Даниил: А этот мальчик хорошо поступил, потому, что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.
Оценка: 4 балла, так как Даниил проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.
На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 15 детей (68%). Дети правильно раскладывали картинки — с правой стороны — хорошие поступки, с левой — плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Рома положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело.
Таблица 2. Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки»
Уровень |
Кол-во детей |
% |
|
Очень низкий |
— |
— |
|
Низкий |
3 |
14 |
|
Средний |
15 |
68 |
|
Высокий |
4 |
18 |
|
Итого |
22 |
100 |
На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 3 ребенка (14%). Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Например, мальчика, отвлекающегося на уроке, положили влево, т.к. «в школе учительницу слушать надо», а мальчика, вырезающего из листа бумаги, — направо («что учительница скажет, то и надо делать»).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и проведения программы по формированию культуры поведения дошкольников, использую перечисленные в теоретической части исследования.
Заключение
дошкольник этикет воспитание культура
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: воспитание культуры поведения — важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках.
Организация жизни детей в детском саду содержит значительный резерв воспитания культуры поведения. Все это открывает широкие возможности для руководства культурным развитием личности дошкольника и определяет важное направление методической работы.
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности; имеющей морально ценную значимость.
Культура поведения — характерный признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой культуры, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Список литературы
1. Бархатова В.В. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. — 2012. — №11. — С. 41-44
2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». — М: Издательский центр «Академия», 2013. — 417 с.
3. Васильева Л.-Гангус. «Азбука вежливости». — М.- 2013. — 214 с.
4. Васильева М.А., Гербова В.В., Т.С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М. — 2011. — 258 с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. //Под. ред. Виноградовой А.М. — М., 2014. — 125 с.
6. Ермолаева М.В. Психологическая практика в системе образования. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. — 297 с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 2014. — 456с.
8. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9. — С. 18-27
9. Котова Е.В. «В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей». — М., 2013. — 527 с.
10. Киянченко Е.А. «Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников» // Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. — М., 2014. — 297с.
11. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. — М., 2011. — 574 с.
12. Курочкина И.Н. «О культуре поведения и этикете» //Дошкольное воспитание. — 2013. — № 10. — С.31-43
13. Лаврентьева М.В. «Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста» // Детский сад от А до Я. — 2014.- № 4. — С.11-15
14. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М. — 2014. — 321с.
15. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2014. — 597 с.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 2014. — 497 с.